«Перестроечный кинематограф» или кинематограф «перестройки» - период в истории отечественного кино, который принято датировать 1986-1991 годами. Хронологическими рамками здесь служат V Съезд Союза кинематографистов и дата официального распада Советского Союза. Название совпадает с историческим периодом «перестройки», в свою очередь получившим название в честь довольно радикальных реформ главы СССР - М.С. Горбачёва. Кинематограф как искусство социальное, чутко реагирующее на любые колебания в политике и обществе, также претерпевало изменения — в системе кинопроизводства происходили перемены, сопоставимые по масштабу с общегосударственными.
Одним из важнейших решений V Съезда был отказ от цензуры (как политической, так и морально-нравственной),что повлекло за собой выход на экраны «полочных» фильмов (завершенных, но запрещенных к прокату), картин, критикующих советскую власть («Покаяние», реж. Т. Абуладзе), открыто показывающих актуальные проблемы советских людей второй половины 1980-х годов, особенно - молодого поколения.
Революционное освобождение кинематографа, тем не менее, имело и оборотную сторону: к новой системе кинопроизводства не смогли приспособиться многие классики советского кино, привыкшие к государственной поддержке. Институт продюсерства еще не был сформирован, средства для производства фильма съемочной группе приходилось искать самостоятельно. В условиях отсутствия цензуры на экранах появилось много фильмов художественно низкого качества, призванных провоцировать публику эротическими сценами и обсценной лексикой, но не служить искусству.