В первой половине 1980-х в советском кино был кризис. Всё потому, что система кинопроизводства стала совершенно неэффективной. Вместо живой работы над фильмами и новыми идеями режиссёры и сценаристы были вынуждены сидеть на бесконечных художественных советах. Да и бюрократия была невыносимой: на каждом этапе создания фильма творческой группе необходимо было проходить через ряд кабинетов, чтобы получить необходимые подписи, печати и разрешения. Одобрение требовалось для заявки на фильм, литературного сценария, режиссерского сценария, сметы, утверждения членов съемочной группы, павильонов, декораций, костюмов, использования музыки и финального монтажного решения всей картины. Ситуация осложнялась тем, что, желающие показать рвение в служении кинематографу, нередко просили делать правки, идущие вразрез творческому замыслу, выматывающие авторов фильма. Устоявшаяся система, когда режиссеров было меньше, чем редакторов и чиновников, стала логическим финалом и венцом эпохи застоя. Кино этого времени отразило все социальные болезни общества.
«Гонки на лафетах» (1982-1985), как иронично называли быструю смену пожилых Генеральных секретарей ЦК КПСС, умирающих на своих должностях, завершилась в 1985 году с приходом к власти М.С. Горбачева. Кинематографисты, не дождавшись объявления нового политического курса, провели свою «перестройку» - на два года раньше официальной даты. В мае 1986 года состоялся V Съезд Союза кинематографистов - событие, отделившее «советское» кино от «постсоветского». Подразумевалось, что Съезд — собрание работников кинематографии, пройдет как обычно: члены Союза кинематографистов встретятся, проголосуют по утвержденным спискам, не проголосовать по которым было невозможно, и отчитаются о проделанной работе. Однако в секции кинокритиков поступило неожиданное предложение — добавить в список союза правления кандидата, который не значился в списках. Устав Союза кинематографистов таких изменений не запрещал. Благодаря бунту кинокритиков, первыми сменившими руководящий состав своей секции, как по цепочке, сменить руководящий состав захотели и члены других секций. Одним из важных итогов всего Съезда стала полная смена руководства Союза кинематографистов (должность классика советского кино Льва Кулиджанова занял молодой режиссер Элем Климов) и общее омоложение кинематографа. Во время Съезда также был принят ряд решений, определивший дальнейший путь развития отечественного кино. Фактически было провозглашено отделение кинематографа как сферы искусства от государства (впервые с 1919года), то есть отказ от государственной поддержки и контроля. Начался новый период в истории отечественного кинематографа.
"Молодому" режиссёру Климову на момент избрания было 52 года.