Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как наступление Второй мировой войны повлияло на киноиндустрию?

КиноИстория кино+2
Ира Марголина
  ·   · 362
Сыч, профессиональный прокрастинатор  · 9 окт 2021
Пожалуй, здесь стоит сказать не о технической стороне вопроса, а о культурно-идеологической, вспоминая слова Ильича о важнейшем из искусств.
Действительно, начало новой мировой войны в уже наступившую эпоху кино дало небывалый толчок к развитию пропаганды именно посредством киноискусства.
Пожалуй, наиболее преуспели в этом деле немцы, сумевшие создать до войны очень неплохую и технически оснащённую киноиндустрию (я думаю, имя Лени Рифеншталь даже непосвещённым в тему людям вполне известно). Приходилось видеть немецкие агиатционные фильмы, посвящённые жизни остарбайтеров в Германии. Т.е. целевой аудиторией этих фильмов были как раз "унтерменши" восточных земель. Удивило прекрасное качество картинки, едва ли уступающее по уровню чёрно-белому кино послевоенной поры, да даже и современным фильмам. "Актёры" прекрасно выглядят, откормлены, интерьеры шикарные. Не зная контекста происходящего и не сталкиваясь лицом к лицу с немецкими захватчиками, вполне можно было бы даже захотеть поехать на работу в Германию.
Интересный поворот в связи с началом мировой войны случился в Голливуде. Пожалуй, это единственный период его истории, когда русских в фильмах изображали в приятном и положительном ключе. Например, в фильме "Миссия в Москве", стилизованном под документалку, вполне положительно показано даже высшее руководство СССР. В 1944 году вышел художественный фильм "Песнь о России" с классической голливудской love story между американским музыкантом и русской девушкой. Честно сказать, не могу больше вспомнить ни одного американского фильма, где бы простые русские люди (буквально сельские жители) были показаны опрятными, образованными и просвещёнными людьми, при этом готовыми сражаться за свою страну не под дулом злого чекиста, а по внутренним убеждениям. Этот образ русских людей разительно отличается от оркоподобных русских в фильмах времён маккартизма и далее вплоть до настоящего момента. То есть кино довольно оперативно подстроилось под геополитические реалии.
Кстати, если мне не изменяет память, в 1943 году в одной из первых (если не в первой) экранизации комиксов о Бэтмене главный герой сражается против японских шпионов. Так что американские супергерои сражались в кино против стран "Оси" задолго до Капитана Америки в фильме 2011 года))))
Советское кино в годы войны тоже не сидело сложа руки. В условиях, когда необходима консолидация советских людей вокруг патриотической темы (вместо мировой революции и классовой борьбы), кинематографисты разумно обратились к историческим сюжетам. Именно в годы войны вышло эпохальное полотно Эйзенштейна об Иване Грозном. В чём видно продолжение линии, начатой ещё в 1938 году фильмом "Александр Невский". Кстати, о влиянии кино. Внешний облик Александра Невского в исполнении актёра Николая Черкасова впоследствии перекочевал на учреждённый в 1942 году Орден Александра Невского и на знаменитую картину Павла Корина того же года написания. Осмелюсь предположить, что образ Александра Невского в представлениях наших соотечественников до сих пор ассоциируется именно с актёром Черкасовым.
в совкино перестали снимать фильмы с крупной массовкой, типа Цирк
, Волга-Волга. Все ушли на фронт. На экране видим пару друзей, пару их невест и десяток второстепенных, в основном женщин. Спецэффекты дешевые. Надо экономить. Война идёт.