А где же цвет?
Порой у обывателя возникает ощущение, что старое кино было чёрно-белым, а уж "немое кино" и подавно. Это обманчивое впечатление, но в какой-то степени законное, т.к. студиям удалось добиться более менее универсальной, естественной цветной картинки лишь в начале 1930-х годов. В этот период был запатентован Техниколор но. 4 с трёхпотоковым (= RGB) переносом красителя, ставший стандартной технологией цветопередачи вплоть до 2002 года, считающегося концом эры плёночного кино.
Однако цвет связан с кино не меньше, чем ложка сахара с чашкой чая. Первая доподлинно зафиксированная цветная кинокартин(к)а была снята под патронажем Томаса Эдинсона на камеру В.Р. Диксона в 1895 году, т.е. по сути в год возникновения кинематографа, как визуального явления. Называется "Аннабель - танец серпантин". Первая версия этой плёнки вышла предположительно в 1893 году в чёрно-белом варианте, соотв. около двух лет её красили, снимали копии с негатива и архивировали. Делали это вручную, оттого как заметила Ира в своём ответе, краски словно пляшут перед нашими глазами - а не в этом ли искусство передать живость танца? На меня эта 50-секундная короткометражка производит большее впечатление, чем записи бразильского карнавала, честное слово.
Технологии дарят новые ощущения при просмотре
Цвет - вещь не статичная. Она уникальная, как уникальны технология, его производящая, и зритель, его внимающий. Соответственно нельзя говорить о цвете как о появившемся товаре. Как и в физике, цвет в кино - это динамика, пронизывающая 24 кадра в секунду.
C 1909 по 1926 гг. массово выпускались технологии цветопередачи, финансируемые крупными киностудиями Pathé, Kodak, Gaumont. И конечно одним Кинемаколором, пионером спектральных технологий в кинематографе, здесь не ограничилось (здесь собраны только двухцветные процессы окрашивания, а это маленькая толика использованных в немом кино цветовых технологий).
Отдельно стоит упомянуть Сонохром (Sonochrome), кинопроектор с картриджами из 17 оттенков цветов, наследник более ранней технологии ручной тонировки. Пауло Ч. Усаи, куратор киновыставки в дом-музее Eastman Kodak в Нью-Йорке, в своей свежей монографии именует его "хроматический атлас настроений и эмоций".
Также отмечу Хронохром (Chronochrome), смелый эксперимент компании Gaumont с применением трёх цветовых фильтров при съёмке и проекции фильма. Такой дорогой и энергозатратной технологии суждено было конвертироваться в прокате лишь через 6 лет после её производства - фильм "Парад победы в Париже", 1919. Но вы только посмотрите, какие сочные кадры остались за кадром!
Парижский сезон моды. Поздневесенние шляпки. Париж, 1913. 355-мм фильм.
Как видите, дорогая цветопередача часто использовались для камерных, светских роскошных съёмок, как например модный показ выше. Таким образом, рациональное использование технологий позволяла сегментировать тематику и жанровость кино. К примеру, все документальные ленты были чёрно-белыми. Первой причиной тому были маленькие бюджетные средства, выделяемые под новостные сюжеты, а уже к концу 1930-х гг. сформироалось восприятие цветной картинки, как нечто несерьёзного и сюрреального, благодаря использованию цветных кадров в приключенческом и фантастическом кино (популярные мюзиклы "Волшебник страны Оз", 1939, и "The Pirate", 1948 , "Капитан Хорнблауэр", 1951). Эта стигма в общем-то надолго закрепилась в Голливуде и сильно ударила по позициям цветного кино в своё время.
И третья технология, которую хотелось бы упомянуть и за которую мне был бы признателен незабвенный Сесиль де Милль, это цветовая технология Handschiegl, с применением нитрата целлюлозы для облицовки принта (часто используется для нанесения покрытия у музыкальных инструментов). Также использовался специальный материал для изготовления позитива, благодаря чему создавал эффект многослойности, эдакой "литографичности". Так зародился тот самый янтарный стиль де Милля, которому он остался верен даже в своих поздних звуковых фильмах ("Самсон и Далила", 1949).
А это кадр из фильма "Жадность" (Greed, 1925) моего любимого режиссёра немого кино Эриха фон Штрохайма. Эффект золотого тиснения как раз обязан технике Handschiegl.
Цветная картинка - это ещё и мерч, и политика
По мере продвижения технологий цветопередачи кинокомпании решили "адаптировать" цветовые тона для коммерческих нужд. Так, визитной карточкой Pathé стала красная тонировка в аван-кадре, а у Gaumont - сине-зелёная. Paramount и вовсе проявил чудеса маркетинга, когда вышел фильм Краснокожий (Redskin, 1929) на новом Техниколор но. 3, соединив в себе оттенки красного, зелёного, промежуточного синего и бледно-пастельные тона и таким образом консолидируя наследие цветного кино в одной картинке.
Выбору цвета кадра могло сопутствовать и политическое решение. В этом же фильме режиссёр Виктор Шерцингер принял решение снимать белых людей в пастельном монохроме, а тех, кого мы бы сейчас назвали people of color, в двухпотоковом Техноколоре. Если перенестись на два десятилетия назад, когда Кинемаколор был только в разработке, у кинематографистов стояла задача выбора оптимальной эргономичной плёнки. Рассматривались ортохроматической и панхроматической плёнкой. Выбор пал на вторую, так как ортохроматическая оказалась очень чувствительной к синему цвету (коего на человеческой коже нет), из-за чего кожа белых людей становилась очень тёмной, как у мавров. Ну, вы понимаете, что с такой плёнкой в кинематографе XX века делать нечего.
Как появился, так и улетучился
К большому сожалению всех ценителей кино, сведения о цветах в большинстве немых кинолент можно на текущий момент обнаружить только в архивах. В свободном доступе, например, на YouTube, по понятным причинам слишком мало цветных оцифрованных копий.
Семицветики немого кино
Чтобы узнать всё о цветовых находках в эру немого кино читайте одного и единственного Пауло Черчи Усаи. Я делал реферат по раннему цветному кино на основе главы из его монографии в год, когда она вышла. Как-то раз даже написал ему на почту с просьбой помочь определить технологию цветопередачи в конкретном фильме. И он любезно отозвался. Если хотите понимать, как именно устроена межпотоковая цветопередача в кинематографе и заодно подтянуть знание законов оптики, читайте здесь.
Ну и конечно, для собственной насмотренности нужно самому видеть эти фильмы. Для этого рекомендую посетить фестиваль немого кино в Порденоне, у меня от показа в октябре 2020 года впечатления потрясающие! Во время пандемии теперь это сделать легче чем обычно, регистрация и просмотр онлайн. Посещая такие мероприятия, вы одновременно учитесь подходить к кино, как к любой другой форме искусства, бережно и осознанно, т.к. цвет - одно из самых эфемерных явлений многочисленных негативов старых кинолент, не без того обречённых на смерть в ближайшем будущем.