В зависимости от того, как отбирается и монтируется материал для фильма меняется его значение и смысл, поэтому в широком смысле идеологический монтаж возникает при таком сопоставлении кадров, которое дает зрителю определенное чувство или идею.
В основе идеологического монтажа лежит расширенная теория «монтажа аттракционов» Сергея Эйзенштейна. «Аттракционы» — это образы и символы, показанные на экране при помощи монтажа через столкновение их очевидного содержания и/или внешней формы. Вместо обычного последовательного порядка фрагменты истории сопоставляются так, чтобы образ с экрана воздействовал чувственно на зрителя и захватывал его внимание. Подразумевается, что конечный эффект режиссер может рассчитать заранее, например, зритель почувствует возмущение несправедливостью по отношению к главному герою.
От воздействия на эмоции посредством аттракционов следующий шаг — воздействие на мысли посредством идей. Кадры также сталкиваются через монтаж, но так как идея абстрактна — эта связь между кадрами реализуется окончательно только в уме зрителя, поэтому режиссеру приходится быть особенно изощренным, чтобы передать свою мысль. Но точный идеологический монтаж всегда говорит конкретное. В фильме «Стачка» Сергей Эйзенштейн использует аналогию, чтобы столкнуть два кадра: «расстрелянные рабочие» и «убитый скот». Показ насилия над людьми и животными не только должен вызывать чувство сопереживания у зрителя, но передает мысль о несправедливом обращении с людьми как с животными.