Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как появилась известная троица — Чаплин, Китон и Ллойд? Чем они важны и как повлияли на рецепцию кино?

КиноИстория кино+2
Ира Марголина
  ·   · 2,0 K
Киновед, исследовательница, киноархивистка...  · 16 авг 2021

Можно ничего не знать про немое кино, но одно лицо, один образ все опознают безошибочно.

Огромные башмаки, шляпа-котелок, тросточка.

Грим с широкими бровями и усами, хитрый прищур глаз и обезоруживающая улыбка.

Чарли Чаплин.

Эмблема немого кино, если не кино вообще.

https://inoekino.com/public/images/blog/chaplin/Charlie-Chaplin-Little-Tramp.jpg

Его экранного героя звали Маленьким Бродягой. Редкий случай, когда киноперсонажа любили и массовый зритель, и интеллектуальная публика.

Фильмы, в которых играл Чаплин, относились в жанру комической, но Чаплин был не первым и не единственным комиком немого кино.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0c/Boireau_ma%C3%A7on_%281913%29.webm/330px-seek%3D7-Boireau_ma%C3%A7on_%281913%29.webm.jpg

Первые звезды немой комедии, французы Андре Дид и Макс Линдер, работали в кинокомпании Патэ в середине 1900-х годов. Они первыми создали комические маски, узнаваемых киногероев с парой отличительных черт во внешности. Герой Дида пошатывался и неуверенно двигался, словно только что выпил с товарищами в кафе. Герой Макса Линдера был модником в костюме с иголочке.

https://s9.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/5951144/wr-960.jpg

Из подражания маске Линдера вырос Чарли Чаплин. Экранному образу Чаплина, в свою очередь, подражал знаменитый Гарольд Ллойд. Так было принято: актёры в начале карьеры грубо копировали успешных коллег в жажде урвать свои минуты славы и получить долгосрочные контракты со студиями. И это часто срабатывало!

Вскоре стало ясно, что маска и трюки (гэги), из которых комические фильмы состояли, не могут держать внимание зрителя дольше двадцати минут (столько в среднем длился комический фильм). А внимание публики было необходимо: амбициозные кинематографисты хотели перейти к большой форме, к фильмам длительностью в час и больше, которые не только приносили доход, но и давали пространство для творческого поиска.

https://www.filminquiry.com/wp-content/uploads/2015/12/Chaplin-5.jpg

Чаплин выступил здесь первопроходцем. Он был и актёром, и автором сценария, и постановщиком, и режиссером, и продюсером, и даже композитором своих фильмов. Комическую маску он развил до полноценного персонажа, которому зрители сочувствовали и сопереживали. И стал активно сочетать комические трюки с драматическими сценами. Для развития киножанра это стало ключевым решением: комедия и сегодня строится по этому принципу.

https://www.soyuz.ru/public/uploads/files/5/7190814/1005x558_2018041616171764ef2a08c7.jpg

Над созданием уникального персонажа в комической параллельно с Чаплиным работал и Бастер Китон. В истории кино его герой не менее узнаваем: круглая шляпа с плоской тульей и лицо, не выражающее эмоций. Многие пытались объяснить причину отсутствия даже тени улыбки на лице Китона. Самой удачной интерпретацией мне кажется такая: его героя ничто, совсем ничто, не удивляло. Китон впоследствии стал любимчиком интеллектуальной элиты –– в 1964 году он снялся в экспериментальной работе «Фильм» по сценарию основоположника театра абсурда Сэмюэля Беккета.

https://miro.medium.com/max/1180/1*2Ipkq4C3XCknI1sUndG-5w.jpeg

Чтобы не происходило с героем Китона –– романтическое приключение или гонка со стихией –– на лице актера не двигался ни единый мускул. Китон понимал комедию как действие, поэтому неустанно работал над механикой гэгов. С каждым новым фильмом они становились все сложнее и опаснее. Акробатический талант позволял Китону выполнять все трюки самостоятельно.

https://www.ripleys.com/wp-content/uploads/2021/05/Buster-Keaton-on-Train.jpg

Другим путем пошел Гарольд Ллойд –– третий ключевой американский комик. Персонаж Ллойда также начинался с маски –– очки в роговой оправе, ослепительная улыбка. В этом образе не было ничего специфически комического, скорее он выглядел как типичный американец «ревущих» 1920-х годов. Очки как «стильный» атрибут усредненного горожанина, улыбка как признак неиссякаемого оптимизма порядочного американца.

https://www.kino-teatr.ru/acter/photo/2/7/159872/53013.jpg

Смешное тут рождалось в том как Ллойд реагировал на всё, что происходило с его персонажем. И реакции его были стремительными –– мир, в котором существовал герой Ллойда, менялся ежесекундно, как меняется движение на оживленной улице Нью-Йорка. Комедии Ллойда были захватывающими и этим покорили своего зрителя.

https://info-tses.kz/wp-content/uploads/2020/05/U8EQ6UHDVEA.jpg

Вот что из фильмов я бы порекомендовала посмотреть в первую очередь.

Короткометражки Чаплина "Иммигрант" (1917), "На плечо" (1918), "Пилигрим" (1923) и полнометражные картины "Малыш" (1921), "Огни большого города" (1931), "Новые времена" (1936), "Великий диктатор" (1940). В дополнение можно посмотреть "Парижанку" (1923), где Чаплин не появляется в кадре, а выступает только в качестве режиссера и работает в мелодраматическом жанре.

У Китона можно начать с короткометражки "Копы" (1922), из полнометражных фильмов смотреть "Генерал" (1926), "Шерлок младший" (1924), "Кинооператор" (1928).

У Ллойда -- "Наконец в безопасности" (1923), "Первокурсник" (1925)

Я совершенно не согласна с вечным описанием Китона, что у него лицо не выражающее эмоций. Какой-то критик дал... Читать дальше