Люблю НФиФ. За новые идеи. За относительную лёгкость подачи как идей, так и социальной проблематики.
Верн, Уэллс - старая классика. Не фантастика - Джек Лондон, Конан Дойль, О"Генри.
Далее - Стругацкие, Шекли, Лем, Желязны.
Пратчетт, Роберт Джордан, Макс Фрай, Феист, Эддингс, Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов. Лукьяненко тех лет. Антон Антонов ака Эспада.
Вадим Проскурин, Оксана Панкеева, Оксана Онойко ака Олег Серёгин.
Теперь - всё боьше раннобэ.
Вот так сказать - "вау, смотрите, это топ-10 моих самых любимых книг!" - не было никогда такого, и не будет. Прямо чтобы топ-листы собирать, особо этим не страдаю. Тут нужно подумать хорошенько. Я в таких случаях постоянно говорю, что любимая книга/фильм/музыкальная группа и т.д. и т.п. - это как-то утрирует, упрощает реальную ситуацию. Даже когда просят назвать несколько, а не одну. Ну как тут всё свести к единому знаменателю, когда твои интересы обширны и ты стараешься обогатиться всем многообразием, что даёт тебе современная культура?
Я буду не слишком оригинален и, наверное, вы эти книги знаете и читали, или хотя бы слышали о них.
"Фауст"
И.Ф. Гёте.
Бессмертная классика. Нравится очень тонким сарказмом и вообще разговорами и природе добра и зла. Классика тем и сильна, что богата крылатыми выражениями, мудростью, что едва ли уступает всем известным библейским текстам
И кто собой не в состоянье властвовать, / Тот властвовать желает над соседями.
Смотреть ни в даль, ни в прошлое не надо; / Лишь в настоящем... Счастье и отрада.
Рубаи (Рубайят).
Омар Хайям.
Нравится умелая балансировка между кухонной философией и настоящей мудростью. Его слова одновременно гениальны, но и просты, без излишнего пафоса, заумности и какой-то претензии на святость и благородство. Он не призывал к безгрешности, целибату и не осуждал праздность в разумных пределах. Это в общем-то перекликается с идеями буддизма жить себе в радость.
Один припев у Мудрости моей:
«Жизнь коротка, – так дай же волю ей!
Умно бывает подстригать деревья,
Но обкорнать себя – куда глупей!»Кто понял жизнь тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт и как снежинки тают.
В обыкновенном видит красоту,
В запутанном простейшее решенье,
Он знает, как осуществить мечту,
Он любит жизнь и верит в воскресенье,
Он понял то, что счастье не в деньгах,
И их количество от горя не спасет...
Рассказы.
О'Генри.
Такой себе Омар Хайям от западной культуры. Более современный и приземлённый, но от того не менее ценный, если не более.. О'Генри силён простой и понятной мудростью, тонким пониманием жизни и искромётным юмором.
Он принадлежал к тем хорошим людям, о которых легко забываешь, когда они рядом, но которых часто вспоминаешь, когда их нет.
Это была платиновая цепочка для карманных часов, простого и строгого рисунка, пленявшая истинными качествами, а не показным блеском, – такими и должны быть все хорошие вещи.
"Мастер и Маргарита".
М. А. Булгаков.
Каждый видит в этом произведении своё. Женщины, в первую очередь, любовный роман, а вот я - непревзойдённую сатиру на то, что значит "быть человеком" со всеми его мелкими (и не очень) грешками.
Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить всё, что ей понравится. Среди знакомых её мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире.
– Словом.. Она была счастлива?
– Ни одной минуты!
"Кибериада", "Звёздные дневники Йона Тихого", "Солярис". С. Лем.
Лем удивляет многообразием чувств, что он может вызвать у читателя - одни его произведения печальны и даже трагичны, другие - просто поток веселья, за которым, однако, скрыта глубокая моральная подоплёка.
Мы совсем не хотим завоевывать космос, мы просто хотим расширить землю до его пределов [...] Мы не ищем никого, кроме человека. Нам не нужны другие миры. Нам нужно наше отражение. Мы не знаем, что делать с другими мирами.
Странно, каким неразумным созданием является разумное существо, особенно в тупиковой ситуации
король: ... что делать, чтобы дракона одолеть?!
<…> цифровая машина: Надо изготовить антилуну с антидраконом, вывести на орбиту Луны (тут в ней что-то хрупнуло), присесть и пропеть: «А я робот молодой, обливаюся водой, через воду прыг да прыг, не страшуся ни на миг, тёмной ночью, в день-деньской, подожди, дракоша, стой!»
"Повелитель мух"
У. Голдинг
Человек человеку волк. Наверное, так кратко можно описать суть этого произведения. Вся наша человечность и цивилизованность, всё это напускное (не у всех, но у очень многих), и если что-то происходит, что выбивает человека из этой искусственной среды, то проявляется его животная сущность.
Если б было светло, они б сгорели со стыда. Но кругом чернела ночь.
Зверя – бей! Глотку – режь! Выпусти – кровь!
Ральф рыдал над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа, над тем, как переворачивался тогда на лету верный мудрый друг по прозвищу Хрюша.
"Скотный двор"
Дж. Оруэлл / "Заводной апельсин"
Э. Бёрджесс
Не то чтобы одного поля ягоды, но эти произведения имеют нечто общее, что-то антиутопическое и грустное, но и назидательное. О природе человека и власти в этом мире. О жестокости. В дополнение и подтверждении идей Голдинга.
Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие.
Весь вопрос в том, действительно ли с помощью лечения можно сделать человека добрым. Добро исходит изнутри. Добро надо избрать.
Красота неизменно вызывала у меня единственное желание — разрушить ее, так как она совершенно не вписывалась в наш уродливый мир.