Мой рецепт (я читаю очень много и помогаю читать студентам) — читать несколько раз, не париться, если отвлекаешься, всегда лучше прочесть что-то, чем ничего.
Как и многие другие люди сейчас, я не могу найти время для длительного чтения — читаешь в метро, между другими делами, с разных устройств и т.д. Сначала я волновался из-за этого, а потом нашел удобный мне метод.
- Первый раз я читаю текст (или фрагмент, если это книга) очень быстро. Я хочу понять: насколько это сложно, какого это размера.
- Второй раз я читаю тоже быстро, но обращаю внимание на структуру. Я хочу понять общую логику, организацию текста. Это иногда легко, иногда совсем нет, но какое-то понимание почти всегда возникает.
2(b). Иногда я читаю про текст. Когда уже имеешь общее представление о тексте, то бывает полезно узнать больше про автора — о его стиле письма, его философской школе и т.д. Можно сказать так: в путешествии мне нужна не только карта маршрута, но и одежда по погоде.
- Вот теперь я начинаю читать. Причем (речь не о художественной литературе, конечно), я читаю фрагментами (я ведь уже знаю, как они склеены), иногда в разном порядке, одни перечитываю по много раз, другие пропускаю, и т.д.
3(b). Мы отвлекаемся от текста не случайно, я уверен. Я делал со студентами такой эксперимент — читали небольшой фрагмент текста группой, каждый про себя. Каждый раз, когда сбивалось внимание, надо было поставить точку на полях именно в этом месте. Оказалось, что все эти точки не случайны — это какие-то важные места в тексте: трудные, или переходы между идеями, или что-то, что напомнило о другом тексте. То есть, мы часто отвлекаемся именно там, где нам нужно было отвлечься. Надо просто понять — зачем, не расстраиваться, а отреагировать соответственно — и продолжать читать.
Главное, не волноваться. Тревога очень влияет на концентрацию внимания. Когда мы боимся, что читаем как-то не так, как надо — мы действительно перестаем понимать текст, быстро устаем и бросаем.