Первая моя попытка.ответить на данный вопрос ссылкой на объяснение современного мира через теорию империализма В. Ленина тут же встретила критику скептиков разного толка, которая не мене интересна, в плане дополнения моего ответа на вопрос.
Так Сергей Перовский
в своих "научных замечаниях о жизни""развенчал" всю ленинскую теорию империализма почти одной фразой:
"Жизнь сложнее политических теорий и не желает укладываться в заранее нарисованные схемы".
Тем самым этим скепсисом он отрицает возможность научного подхода к данной теме, так же видимо полагая, что "умом Россию не понять". Далее социологические теории он объявляет примитивными упрощениями, а
в общественных науках абстракция означает примитивность.
Сам же он отстаивает свои позиции в вопросах социологии с помощью бессистемного набора нужных фактов, толкуя их как "реальность" позитивистского толка, не отдавая себе в этом никакого философско-методологического отчёта, хотя в истории философии такой позиции есть конкретные объяснения и оценки, которая образно называется "за деревьями не видеть леса". Такая позиция в познании - не менее "примитивна" чем, теоретическая абстракция.
Александр Рубин
- другой оппонент ленинской теории империализма напротив представляет идеализированный с помощь государственных институтов регулирования, утопический теоретический проект, который должен быть реализован и в колониальной России, как
"реально работающий в развитых странах капитализм",
то есть капитализм империалистических стран.
При этом он не учитывает той действительной и полной реальности, которую описал Ленин и не встречает, однако той же критики от С. Перовского.