Печать денег для финансирования расходов бюджета называется сеньоражем. Когда-то это был налог, который уплачивался при чеканке денег из драгоценных металлов на монетном дворе. Сейчас все деньги фиатные (необеспеченные), поэтому слово «сеньораж» используют в другом значении.
На инфляцию действительно можно смотреть как налог. Государство, печатая деньги, финансирует реальные покупки реальных товаров и услуг и погашает свои обязательства. При этом сами деньги из-за ускорения инфляции начинают стоить дешевле. Таким образом, государство лишает людей части реальной стоимости.
Даже математически можно провести аналогию. Денежная масса играет роль налоговой базы, от которой считается инфляционный налог. Темп инфляции играет роль налоговой ставки.
В современных экономиках сеньораж не используется, так как он чреват серьезными долгосрочными проблемами в виде высокой инфляции и нестабильного экономического роста. Кроме того, быстро падает доверие к центральному банку. Как это происходит, мы видели на примере Венесуэлы, а прямо сейчас наблюдаем в Турции. В итоге долгосрочный рост страдает из-за потребительской и инвестиционной неуверенности.
Нынешняя инфляция — это не следствие желания заткнуть бюджетные дыры, а результат быстрого роста государственных расходов ради того, чтобы поддержать экономику в кризис и помочь ей быстрее восстановиться. Например, в США Федеральная резервная система владеет примерно 20% всего государственного долга. Поэтому речь про включение печатного станка напрямую не идет.
Государственные расходы создают дополнительный спрос в экономике и поддерживают производство и занятость. Типичная кейнсианская политика. У такой политики есть ограничения: она не способна стимулировать долгосрочный рост и рано или поздно ведет к инфляции. Поэтому правительство и центробанк оказываются между молотом и наковальней. С одной стороны, нужно подстегнуть экономику, а с другой не дать инфляции разогнаться слишком сильно.
Правительства разных стран сознательно пошли на такие стимулирующие меры, предполагая будущую инфляцию. Поэтому сейчас остается вопрос, стоит ли сворачивать стимулирование или все еще можно подождать. Точного ответа на этот вопрос нет, поэтому правительствам и центральным банкам нужно все время держать руку на пульсе.
Если инфляция начнет перерастать в хроническую (а экономисты об этом уже говорят), то с ней нужно будет бороться путем, как минимум, повышения ставок. Высокие ставки должны будут ограничить рост денежной массы, сделав кредиты дорогими, а сбережения более выгодными. Это ограничит спрос в экономике.
Точно можно сказать, что вопреки всяким конспирологиям, инфляция не используется как инструмент налогообложения или снижения госдолга. Это не соответствует принципам современной экономической политики, которая строится все-таки во многом на научной, а не политико-идеологической базе типа современной денежной теории (MMT). Профессиональные экономические аргументы в ней доминируют. Даже в России.