Традиционная банковская система трансформируется вместе с обществом. Лидеры банковского сектора выбрали один из двух путей развития:
- Экосистемы. Это когда банк помимо базового финансового бизнеса покупает другие, создавая таким образом ту самую экосистему. В неё могут входить не только сервисы из финансов (страхование, инвестиции), но и бизнес, который, на первый взгляд, к банку не имеет никакого отношения (кино, музыка, такси, доставка еды). Подобная модель позволяет, во-первых, дополнительно монетизировать аудиторию банка, и, во-вторых, сильнее привязывать её к своему бренду. Яркими представителями экосистем являются Сбер и Тинькофф. С другой стороны, экосистему строит Яндекс, который недавно приобрёл банк.
- Партнёрство. По данной модели работает Альфа Банк и, возможно, ВТБ. Если в первом случае банки (и IT-компании) поглощают другие бизнесы, и эта модель гораздо более затратная, то здесь банки стремятся предоставить схожий набор услуг при помощи компаний-партнёров, не поглощая их. Да, нужно делиться с ними прибылью, но нет необходимости покупать компании и инвестировать в их развитие.
Что касается будущего банков, которые не идут по пути цифровой трансформации, его предсказать сложно.