Очень интересный вопрос. При поступлении в медицинский институт, я безусловно хотел стать хирургом, как и подавляющее большинство абитуриентов. По ходу учебы количество студентов, желающих стать хирургами, стремительно сокращалось. Влияние объема и качества необходимых для этой профессии знаний проводило безжалостную селекцию, начиная с самых первых занятий и экзаменов по анатомии, физиологии, фармакологии и прочим фундаментальным дисциплинам. Кроме этого, во время занятий и дежурств в хирургических отделениях больниц, прямое соприкосновение студентов с реальными кровью, болью, человеческими страданиями, неимоверным риском, ответственностью и прочими хирургическими буднями, очень далекими от киношной восторженной эфемерной романтики, постепенно привело к тому, что к моменту хирургической специализации процент желающих и имеющих на основании имеющихся знаний и качеств идти по этой дороге мягко говоря, очень сильно отличался от показателей поступающих в ВУЗ, даже от количества студентов, успешно сдавших экзамены первого курса. Мое желание только укрепилось. И когда у нас начался курс глазных болезней, мечтающий о нейрохирургии автор этих строк, по разным причинам напропускал несколько занятий. А что? Подумаешь, что там особенного? Капли, очки, таблицы ШБ, мнк… сущая чушь по сравнению с целой НЕЙРОХИРУРГИЕЙ! :) И это был момент истины. Преподаватель глазных болезней сказал очень просто. Мне некогда тратить время на твои отработки пропущенных занятий. Времени в обрез. Приходи ко мне на ночное дежурство в клинику. Заодно и поможешь, и я послушаю, что ты понял из прочитанного по пропущенным темам. Ну, к этому нам не привыкать. Щассс… Быстренько прочитал и запомнил про всякие ничтожности, типа конъюнктивитов, близорукости, косоглазия и прочего (анатомия органа зрения мне естественно и до занятий была известна вполне), прибыл на объект отработки хвостов. Ночью в отделение поступил пациент с жуткой травмой глаза. О том, что мой преподаватель, так называемый окулист - глазник был профессионалом высочайшего класса в области микрохирургии глаза, я не знал, как и о существовании данной специальности на ТАКОМ уровне… Это был шок. И когда я увидел, как потрясающе красиво выглядит человеческий глаз в ассистентские окуляры под большим увеличением операционного микроскопа, какая точная и деликатная работа тончайшими инструментами проводится для спасения человека от слепоты… как извлекается осколок, пробивший глаз до самой сетчатки, как для возвращения зрения имплантируется малюсенький, деликатный, невероятно изящный искусственный хрусталик, как на нежные, не прочнее паутины, ткани накладываются микроскопические швы нитью, в разы тоньше человеческого волоса… Контрольным выстрелом по всем моим прежним мечтам было утро, когда с еще ночью ужасно травмированного проникающим ранением, ничего не видящего, почти безнадежного глаза сняли повязку. Вижу! Я вижу! Огромная радость, счастливые слезы родственников… Я наконец то увидел цель, для осуществления которой стоило забыть и бросить все, разбиться в лепешку. Позднее узнал о легендарном профессоре Федорове и его МНТК "Микрохирургии глаза", филиал которого начали строить в нашем городе Екатеринбурге. Отбор студентов, проходящих обучение для работы в нем, среди выбравших мой путь был жесткий. Еще жестче - при приеме на работу после обучения. Но если человек всерьез решит мобилизоваться… Как сказал Эдгард По. У оптимистов сбываются мечты, а у пессимистов - кошмары. Вот так для автора этих строк сложился путь к поиску смысла жизни и осуществлению детской мечты. Операции, клиники, разные страны, города… Москва. А в какой момент произошел выбор? Если говорить не о процессе, а именно о моменте, то это момент, когда в далеком детстве впервые глядя в микроскоп на обычную муху был неожиданно восхищен и удивлен потрясающе изящным и прекрасным микроскопическим строением создания Божия. Особенно ее особенными и удивительными глазами. Объяснить невозможно, это каждому надо видеть под микроскопом лично. Фантастическая по красоте картина! Именно тот самый момент спустя многие годы вызвал в душе студента мощнейший резонанс при первом взгляде через операционный микроскоп на глаз человека, которого мой Учитель спас от слепоты.
Какой совет дал бы тем, кто еще не сделал выбор? Прежде всего ни в коем случае не пренебрегать предметами, которые по каким то причинам Вам не нравятся, кажутся не нужными и второстепенными. Во первых, лишних знаний не бывает. Во вторых, если бы мой учитель глазных болезней не пригласил с собой на ночное дежурство, а затем совершенно логично и справедливо за пропуски занятий, несмотря на все мои знания и способности принципиально не взял меня в свою команду, как шалопая и прогульщика, судьба сложилась бы иначе. Уверен, не хуже. Но не таким путем, который даже имея возможность вернуться в прошлое и начать все сначала, никогда и ни за что бы не изменил.
Когда я слышу благодарности слова,
Я чувствую, что Истина жива.
Бегу босым мальчишкой по полям,
Всю славу подарить Учителям!