С 28 июня 2023 года Кью будет работать в режиме чтения

Мы сохраним весь контент, но добавить что-то новое будет нельзя
ЛитВед
11739 участников сообщества

Сложно ли стать хорошим поэтом/писателем? Сложно ли им быть и оставаться?

ЛитератураЖизнь+2
Анонимный вопрос
  ·   · 16,2 K
Достоверно
Глеб Симонов
Литература
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 24 мар  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Если очень кратко — никто не знает.

1.
Часть моей выборки, составленная по биографиям и жизни друзей-коллег — выглядит так, что авторам сложно даются определённые вещи.
К примеру, Элиот почти постоянно ныл в письмах, что у него всё стоит на месте, и он наверное никогда больше не сможет писать — и, в принципе, всегда продолжал. Биография Целана, напротив, не демонстрирует никаких сложностей с письмом — но на фоне пережитого Холокоста их может быть уже и не требовалось. И есть опыт кого-нибудь вроде Эшбери, кто никогда не мог определиться, насколько ему было сложно писать в юности, и насколько легче стало писать потом — в воспоминаниях он говорит то так, то иначе.
Этот паттерн в целом совпадает и с тем, что я вижу среди коллег, в поэтических сообществах России, США и Европы.
Я знаю людей, которые очень рано вышли на собственный стиль, могут писать in one sitting, и практически практически сразу на беловик — то есть именно так, как, по Маяковскому, это обычно не происходит. Таким авторам бывает сложно писать системно и регулярно. Кто-то пишет, но беспорядочно. Кто-то сошел с ума от собственной гениальности, и уехал в Тайланд сдавать водные мотоциклы. Кто-то просто в принципе тяжело живёт. 
И напротив, есть достаточно авторов, чей выход на собственный голос занял порядка десяти лет (то есть, сложился где-нибудь к тридцати). Это редко связано с тем, что в простонародье называется вдохновением, и чаще связано с настройками формы, просодии, спектра тем, с которыми автор готов работать. Вдохновение даёт написать один-два текста за раз; письмо в целом требует стратегии. Стратегия даётся не всем и не сразу. 
Но я начал с того, что это только часть моей выборки — потому что она покрывает только тех, кто именно научился писать, добрался до макросообщества, нашел доверие издателей и не самоубился в процессе.
Другая выборка состоит из людей, которые пробовали, и у них ничего не вышло.

2.
Незнакомые люди почти регулярно присылают мне какие-то свои подборки на посмотреть и что-то сказать. Чаще всего это очень плохо. Иногда там бывают хорошие вещи, с потенциалом и кучей неровностей, которых человек на ранних порах просто ещё не видит. Иногда я их обсуждаю, иногда нет. 
Так вот, большинство этих авторов потом просто исчезает бесследно. Единицы продолжают что-то писать. Остальные — падают в чёрную дыру, их тексты и имена не гуглятся, я не знаю, живы ли они, публикуют ли что-нибудь в закрытых микропабликах, или бросили писать в принципе.
Есть основания полагать, что таких людей количественно довольно много. Не знаю, сколько подобных писем приходит редакторам крупных журналов — но это, наверное, постоянный поток. То есть, вдобавок ко всем авторам открытого самиздата есть ещё неизмеримая масса людей, которые пробовали писать по крайней мере в какой-то момент, но о них по большому счёту никто ничего не знает. Тёмная материя поэтической социологии.
Эта неизмеримость несколько напрягает. Легко было бы сказать, что писать сложно, изданные авторы эту сложность преодолели, а все остальные — нет. Слабаки.
Но в реальности никто не знает, кому что и насколько сложно. Я знаю людей, которые эмигрировали в одиночку, в одиночку тянут семью, могут выступать перед большой аудиторией и т.д. — но им иногда бывает страшно пройти по улице, позвонить по телефону или заполнить какой-то дебильный бланк. 
Может быть, писателям на самом деле легко писать. Может быть, всем остальным сложнее. Никто не знает.

3.
Я могу достоверно судить только о том, как это происходит у меня лично — но я также не знаю, сложно ли мне писать.
Я пишу около тридцати стихов в год, то есть чуть больше одного текста за две недели. Иногда что-то пишется за один раз. Иногда текст лежит в черновиках так долго, что я забываю, закончил его, или нет. В файле с черновиками сейчас 1080 строк. Самым старым незаконченным текстам — по несколько лет, и я продолжаю иногда пробовать что-нибудь с ними сделать. Иногда я что-то действительно так дописываю — но не чаще, чем иногда. 
С одной стороны, когда-то мне было сложно писать о чём-либо, и этот период прошел. С другой — от того, что я знаю, что делаю, я не стал писать ни чаще, ни больше — преодолеть потолок ≈350 строк за год всё равно не выходит.
Очевидно, я не контролирую множества аспектов того, как это происходит, и это “сложность” — но мне также бывает сложно сдерживать гнев, или принять решение, или потратить лишнее время на задачу, от которой хочется как можно скорее отделаться. Сложнее ли это письма? Я не знаю. Изменить свой характер — пока что настолько же не в моих силах, как и писать больше, чем пишется.
Я знаю точно, что сейчас холодный вечер ранней весны. Скворцы и пересмешники уже вернулись с зимовки. Воздух речной, пресный. Я сижу возле пешеходного моста с острова, который мне вскоре нужно будет покинуть; с той стороны реки видно лампы электростанции, а прямо передо мной под водой крутятся приливные винты — и мне кажется, что нет ничего более простого и более естественного, чем писать об этом стихи.
Но в такой форме это было бы слишком просто.
Так что я этого не делаю.
Чик-чирик.
2 эксперта согласны
38 оценили
  · 15,0 K
Комментарий был удалён за нарушение правил
Комментировать ответ…Комментировать…
Олег Чувакин
Литература
Прозаик. Ведёт сайты «Счастье слова» и «Строгий...  · 8 февр  · seditor.pro
Очень сложно — и стать, и быть. Примерно так же сложно, как стать и быть хорошим архитектором, врачом, лётчиком, шеф-поваром, астрофизиком, музыкантом, столяром-краснодеревщиком или программистом. На выработку стиля уходит... Читать далее
Разберу ваш рассказ, роман. Выправлю. Помогу с героями, сюжетом, композицией.Перейти на olegchuvakin.ru/editor
1 эксперт согласен
> В писательстве нет ничего волшебного. Волшебство - это спрессованный в мастерстве труд.  Плюс талант (специфическ... Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Инна Маркова
Литература
Преподаватель, интересуюсь литературой, историей...  · 30 мар
Так же сложно, как быть мастером в каком-то другом деле - нужно критически относиться к своей работе, исправлять, переделывать. Литературное творчество - это не только вдохновение, но и навык, который может прийти после многих... Читать далее
Инна Маркова! Надеюсь, Вы не будете возражать, если я немного дополню тот абзац, в котором говорится о плюсах... Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Дмитрий Колесов
Литература
Говори о себе, как о Боге, думай о себе, как о...  · 25 мар
Писатель не сапожник и потому быть хорошим или плохим не может! Настоящий писатель, не фальшивый, в работе своей следует за сюжетом. Он с точностью, педантичностью, усердством, старается выразить сюжет словами, в нашем случае... Читать далее
Нет оценок  ·
Комментировать ответ…Комментировать…
Корень Владимир
Психология
Профессиональный психолог, доморощенный философ...  · 24 мар
Хорошим - сложно.  Но почему обязательно хорошим и сразу?  Можно идти от простого к сложному, от плохого к хорошему. Постепенно, а не сразу вдруг стать.  Особенно, если вы выбрали для себя эту стезю. Или даже просто пробуете... Читать далее
1 эксперт согласен
1 оценил
  · 150
Комментировать ответ…Комментировать…
Денис Мартынов
Философия
Сертифицированный коуч (ICF, ICM). Писатель...  · 24 мар  · wapp.click/79513201746
Чтобы стать хорошим поэтом или писателем, требуется время, усилия и преданность делу, как и для развития любого другого навыка или таланта.  Многие великие писатели на протяжении всей истории сталкивались с подобными проблемами... Читать далее
Найти дело жизни. Уверенность. Самооценка. Самопроектирование. Персональный коучПерейти на t.me/martyncoach
Нет оценок  ·
Комментировать ответ…Комментировать…
Профессиональный ученый, интересы самые разные...  · 24 мар
Насчет "хорошего" не мне судить. Но после появления потребности писать стихи потратил много сил для осмысления и понимания ремесла. И до сих пор занимаюсь совершенствование ремесленных навыков. Потому как над "вдохновением"... Читать далее
1 эксперт согласен
Комментировать ответ…Комментировать…
Эксперт во всех вопросах  · 30 мар
Как и в любом другом деле, стать хорошим поэтом/писателем требует многолетней практики, упорства и творческого подхода. Необходимо постоянно совершенствовать свои навыки и умения, изучать литературу, анализировать произведения... Читать далее
1 эксперт согласен
Нет оценок  ·
Комментировать ответ…Комментировать…
Я очин тут питаюсь О.   · 7 февр
Тот у кого к этому дар - не сложно. Сложно высокому быть высоким или кудрявому кудрявым?)) Если это талант, то это органика. Тогда это достаточно естественно. Но разумеется чтоб быть на уровне, нужно очень много читать. В... Читать далее
Трудно верифицировать этот ответ, хотя на верификацию его пришёл запрос. По каким критериям верифицировать? Ответ... Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
выпускник ЛВИМУ, работал за рубежом, бывал во...  · 27 мар
Стать хорошим поэтом, писателем не возможно. Могу утверждать по результатам собственных многочисленных попыток: писал рассказы, повести, романы, даже пьесы. Не печатают, даже  рукописи (флешки) просматривать  не хотят. Да что... Читать далее
Нет оценок  ·
*писал рассказы, повести, романы, даже пьесы… Не печатают…* Это слова Голутвина из *На всякого мудреца довольно про... Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…