Мешать может непринятие себя таким, какой человек есть. Людям бывает куда проще спрятаться за удобную, социально одобряемую "маску", нежели переживать о том, а примут ли его в значимой группе таким, каким он на самом деле является, без попыток нравится, с несовершенствами (они есть у всех). Такой страх стать "инаковым", отвергнутым может создавать внутриличностный конфликт. И здесь уже нет места любви к себе…
Но данный страх не приходит из "неоткуда". Он был кем-то/чем-то (люди, события, ситуации) сформирован. Ничто не происходит в человеке "просто так".
Еще любви к себе могут мешать негативные установки извне (всяческие интроекции), формирующие низкую самозначимость. Например, такие: "Да ты посмотри на себя! Кому такой сутулый может понравиться?" или "Двоечницу никто не полюбит…" и др.
Обычно критика такого рода идет из родительской семьи - из первого социального института. Родитель для ребенка - первый источник всего. В том числе, и информации о нем самом. Каков я? Об этом дают знать родители.
И если с этой информацией что-то не так, она деструктивная, тогда (особенно при проблемах сепарации) мнение значимого близкого сложно отделить от своего мнения о себе. Получается, что человек, уже повзрослев, съехав от родителей, живя своей автономной, казалось бы, жизнью, по-прежнему, может видеть себя глазами критикующих, токсичных мамы и/или папы. Он лишен объективной оценки своих качеств. Он всегда "плох", как был когда-то плох для своей семьи, допустим.
Можно поискать и другие причины сложностей с проявлением любви к себе. Они найдутся. Но важно тут то, что у найденных предпосылок будет, наверняка, общий "знаменатель" - сложности в детско-родительских отношениях.
Некоторые из подобных травм и переживаний "сгорят" на пути личностного становления, так сказать, перетрутся психическими "жерновами". Но те посеянные в семье "зернышки зла", что будут покрепче да покрупнее, увы могут и "прорасти", и даже "корни пустить" со временем. Тогда любовь к себе сложно реализуется. Не на что опереться: человек не знает, как это вообще происходит - любить себя. Его никто не научил этому. Он не видел нужных примеров для развития в себе такой категории, такого принципа жизни. Базового принципа.
Поэтому для развития любви к себе нужно сначала исцелиться (буквально - стать целостным личностно/восстановить баланс психического функционала, нарушенного в семье, где не дали достаточно любви) через выражение всего негативного, трудного, ранящего из прошлого - вовне (отреагировать боль - пусть она станет опытом) и через обучение давать себе самому все то, что не было получено от близких. Взрастить в себе внутреннего любящего родителя, которого не хватало ранее - принимающего, заботливого, одобряющего. До-дать себе всю искомую любовь сполна в надлежащей заботе о себе, в принятии себя, в бесстрашие - быть собой.
Сначала психолог может быть опорой в этой работе над собой, а дальше - сам человек берет ответственность за свое благополучие; берет свою счастливую судьбу - в свои руки.