кинокритик, главный редактор журнала «Искусство... · 12 нояб 2021
На самом деле «Вечные» не дают с ходу понять, действительно ли Marvel перешел к какой-то глобальной трансформации (резкой или постепенной), или перед нами разовый эксперимент, который, в зависимости от кассовых сборов, будет или не будет признан удачным.
С одной стороны, глава Marvel Кевин Файги многократно прибегал к услугам режиссеров экспериментального и авторского кино для создания студийных блокбастеров (и, получается, для трансформации их «формата»): и Тайка Вайтити («Тор 3»), и Райан Куглер («Черная пантера») из этой обоймы, да и Кеннет Брана («Тор»), Джосс Уидон («Мстители» 1–2) и братья Руссо («Мстители» 3–4) тоже. Таким образом, это практика вполне нормативная. Как и тяга к постоянному обновлению жанра и формы кинокомикса (взять хоть недавние сериалы — «ВандаВижн» или «Локи»).
С другой стороны, все равно Хлоя Чжао с ее тягой к медитативному темпу и парадокументальной съемке — предельно чужеродный элемент для вселенной Marvel с ее ставкой на спецэффекты и юмор. Ее «Вечные» заметно отличаются от «Мстителей» темпоритмом и глобальностью затронутых вопросов. Здесь проблема репрезентации — не «соус» к основному блюду, а принципиально важная тема, и радикализм режиссерских и сценарных решений бросается в глаза: «смена пола» трех персонажей, открытый гей, слабослышащая героиня, полный спектр национального и культурного разнообразия. Здесь экологическая проблема не добавлена, чтобы потрафить «повестке», а выведена на первый план. «Вечные» — вполне серьезный фильм о том, зачем на Земле существует человек и зачем ему вера в бога (или богов). Так далеко Marvel до сих пор не заходил.
Возможно, теперь студия станет и серьезнее, и амбициознее в постановке и решении художественных задач. Но может случиться и обратное: в случае провала фильма продюсеры решат отыграть назад и вернуться к более легкомысленному стилю и киноязыку.