кинокритик, главный редактор журнала «Искусство... · 27 авг 2021
Продюсерская компания А24, основанная в Нью-Йорке ровно девять лет назад, с самого начала концентрировалась на производстве авторского (в США этому термину предпочитают «независимого») кино, но при этом пристально следила и за «зрительскими» качествами фильмов. Отсюда — колоссальный успех отдельных фильмов и авторов, взятых компанией под крыло: в их числе такие суперзвезды современной режиссуры, как Хармони Корин, Дени Вильнёв, Грета Гервиг, Барри Дженкинс и т. д. В общей сложности у А24 25 номинаций на «Оскар», многие увенчаны наградами, а «Лунный свет» стал в 2017 году одним из самых неожиданных триумфаторов премии Американской академии.
Именно такое свободное и внимательное отношение к кино позволило продюсерам из А24 создать несколько заметных хорроров: для них это не «низкий» жанр, построенный на определенных клише и шаблонах, а площадка для творческих экспериментов (к тому же изо всех классических голливудских жанров хоррор традиционно — самый низкобюджетный и в наименьшей степени зависящий от звезд на главных ролях). А24 не боятся инноваций и дают своим режиссерам возможность снимать кино независимо. Уже в одном из первых фильмов студии, «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера, был очевиден этот подход, позже его закрепил шокирующий «Бивень» Кевина Смита. Именно А24 принесли славу двум ключевым мастерам современного хоррора — Роберту Эггерсу («Ведьма», «Маяк») и Ари Астеру («Реинкарнация», «Солнцестояние»), а также Трею Эдварду Шульцу («Оно приходит ночью»), сделав ставку на открытость к новым ходам: стилизациям под старое кино, как это делает Эггерс, неторопливым экспозициям, как у Астера, или абсолютному минимализму режиссуры, как у Шульца. Говоря проще, секрет успеха в том, чтобы относиться и к жанровому утилитарному кино как к искусству, а не исключительно способу заработать.