Мюзиклы появились одновременно с синхронным звуком в кино (первый звуковой фильм — «Певец джаза» 1927 года), и за долгую историю жанра у него сформировалось несколько канонов: голливудский («Звезда родилась», «Вестсайдская история», множество фильмов студии MGM), европейский («Шербурские зонтики»), индийский. Над условностями и подтекстами мюзикла иронизирует «Шоу ужасов Рокки Хоррора», ради которого был изобретен термин «культовый фильм».
К числу неканоничных мюзиклов можно отнести фильмы с саундтреками из поп-жанров. Это «Нэшвилл» Роберта Олтмена — масштабное высказывание об Америке с музыкой кантри, «Бархатная золотая жила» Тодда Хейнса о глэм-роке и «Это Spinal Tap», пародийное псевдодокументальное кино о вымышленной рок-группе.
Многие режиссеры, особенно в новое время, экспериментировали с форматом, снимая мюзиклы на неожиданные темы или с необычным для жанра саундтреком. Возможно, самый известный пример — «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера с музыкой Бьорк и с ней же самой в главной роли. Можно вспомнить недавнюю «Жаннетт» (сходство названия с картиной Каракса случайно) — фильм о детстве Жанны д’Арк француза Брюно Дюмона — и сардонический мюзикл «Восемь женщин» его соотечественника Франсуа Озона. Среди авангардных режиссеров с жанром экспериментировали, например, Гай Мэддин («Самая грустная музыка в мире») и тайваньский автор «медленного кино» Цай Минлян («Дыра», «Капризное облако»).
Спасибо, очень интересно. Дюмон, Мэддин и Минлян отправляются в список на ближайший просмотр):)