Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как связаны киберпанк и неонуар?

КиноФильмы+3
Анонимный вопрос
  ·   · 3,2 K
Кинокритик, поясняющий за хоррор. Постоянный...  · 30 янв 2022  · hardcore-hegel.com
Если ответить предельно кратко, то киберпанк - это неонуар в будущем :)
Если же давать развернутый ответ, то киберпанк и (нео)нуар связаны в основном через их подход к изображению реальности. Эта схожесть тем, картины мира и образов персонажей легче всего заметна, если поставить в параллель самые важные элементы каждого из жанров.
1) Мир, изображенный в киберпанке и нуаре - это мир, пропитанный обреченностью, пусть даже контекст и формы этой обреченности различны. Для нуара трагизм окружающего мира связан со страхом надвигающейся войны (почти все лучшие нуары были сняты в 1940-е) и психологическими травмами послевоенного времени. В киберпанке источник трагизма - страх не настоящего, а будущего, в котором прогресс более не служит человеку, а наоборот, порабощает его. Оба жанра в этом смысле основаны на чувстве тревоги перед чем-то страшным, но неизбежным, будь то мировая война или техногенные катаклизмы.
2) Сюжеты в киберпанке и нуаре обычно вертятся вокруг людей с темным (часто криминальным) прошлым, нередко эти люди несут в себе какую-то травму или тайну. В центре внимания этих жанров - те, кто живет на обочине жизни (что называется, low-lifers), а не люди из высших классов. Неудивительно, что типичные персонажи киберпанка или нуара - преступники мелкого калибра, желающие улучшить свою жизнь через какую-то хитроумную (но чаще всего провальную) аферу.
3) Как нуар, так и киберпанк чаще всего населены неприятными (хоть и яркими) персонажами, однозначно положительные герои здесь большая редкость. Обратите внимание на то, что традиционный мужской главный герой в обеих жанрах - слуга закона (частный детектив / полицейский), будь то Сэм Спейд в "Мальтийском Соколе" или Рик Декард в "Бегущем по лезвию" - но при этом назвать его образцом нравственности никак нельзя. Зачастую это смелые, но циничные люди, сохранившие внутри себя человечность, но прячущие ее за демонстративной бравадой или безразличием.
4) Отдельно стоит сказать о наличии в киберпанке и нуаре женских образов - "роковая женщина" (femme fatale) играет во многих таких фильмах ключевую роль. Оба жанра пропитаны сексуальностью, однако их сексуальность тесно связана с пороком (а не с гедонизмом, как, скажем, в комедиях или перверсиями, как в хоррорах): женщина здесь - источник опасности, предвестие беды. Отсюда трагический характер почти всех любовных коллизий в киберпанке или нуаре: герои не могут быть вместе, поскольку сама их взаимная тяга вредит им, может даже разрушает жизни обоих. Тут, конечно, есть тонкий момент: акценты в жанрах расставлены по-разному, в нуаре больше на мужских персонажах, в киберпанке все более равномерно. Так или иначе, страсть в киберпанке и нуаре - гибельна.
Все эти точки пересечения легко проиллюстрировать примерами, причем не только параллельными, но и гибридными - когда эстетика обеих жанров намеренно соединяется в одном фильме. Один из самых ярких проектов такого типа - подзабытый ныне фильм "Темный город" (1998), отодвинутый в тень грандиозным успехом "Матрицы". Из последних релизов - "Воспоминания", в котором от фантастики в основном сеттинг и парочка технических фишек, а сюжетная схема и персонажи - явно из нуара. В какой-то степени можно назвать гибридом киберпанка и неонуара отличный триллер "Потрошители". Были и другие, менее удачные, но концептуально любопытные жанровые миксы такого типа - "Человек-схема", например.
Впрочем, важно понимать, что киберпанк и нуар - все же разные жанры, и помимо схожих черт, у них достаточно различий. Хотя это, конечно, уже другая история :)