Сама по себе такая ремарка не только не привлекательна, но даже потенциально отталкивающа. Дело в том, что если авторы фильма стараются следовать исторической правде, то сюжет в 90% случаев оказывается скучнее. Это факт, проверенный на собственной шкуре, как зрителя, так и продюсера/соавтора.
Я очень люблю смотреть, как наши голливудские коллеги восстанавливают какую-либо эпоху и личность с помощью художественного департамента, грима и актёрской игры. Однако, чтобы фильм ещё и по-настоящему захватывал сюжетными поворотами, авторам приходится сильно отходить от реальных событий. То есть, для драматургии ценности в реальных событиях нет никакой.
И дело не в том, что ты, типа, знаешь, останется ли жив главный герой или нет (хотя и это тоже), а в том, что настоящая трансформация героя связана с какими-то яркими событиями в его жизни и на экране должна быть очень чёткой. Вот герой был подонком, а вот он вернулся в семью. Вот герой был трусом, а вот он ринулся в атаку. И тд. Реальные персонажи не переживают подобных изменений в одночасье. А ещё родственники и историки не любят, когда их героя сначала показывают подонком.
Поэтому осмелюсь сказать, что лучшие фильмы по историческим событиям стали хитами не благодаря исторической правде, а вопреки.
Вот фильмы, которые были мне интересны и произвели впечатление. Не все, но те, что вспомнились.
"
Охотник на лис". Крутейшая была реальная история, в которую оказался замешан миллионер Джон Дюпон (да-да, тот самый Дюпон, который "Дюпон") и борцы Марк и Дэйв Шульц. Сыграно охрененно, одна из лучших ролей Стива Каррела (ой, зачем я сказал – вы бы его никогда не узнали!), прекрасно сыграли и Татум с Раффало, но фильм скучный, несмотря на всю драму и остросюжетность.
"
Социальная сеть". Более тоскливого фильма по реальным событиям я не видел. Окей, Финчер крут и его режиссура и драматургия Аарона Соркина это всё игры мастеров, но хождение и брожение этого унылого неприятного человека, создавшего Facebook, скорее, не преимущество фильма, а нагрузка, с которой авторы так или иначе справились.
"
Кровью и потом: анаболики". Майкл Бэй перенёс довольно абсурдную реальную историю на экран. Какое-то время смотреть было интересно и весело, но под конец двухчасового фильма не помог даже титр "это по-прежнему реальные события", которым авторы сопроводили очередной маразм главных героев.
"
Человек, который изменил всё". Это как раз обратный случай. Никто не может пересказать сюжет этого фильма, но оторваться от него невозможно. И это несмотря на то, что он про бейсбол. Не изучал, насколько они там всё перелопатили с исторической точки зрения (в основе лежит роман), но фильм однозначно получился великолепным.
"
Королева". Фильм получился отличным. И я не верю ни одному его слову/кадру. Ни про взаимоотношения внутри семьи, ни про Диану, ни про что. Особенно в свете тех интервью, которые недавно раздавали ее дети. Хотелось ли посмотреть, как на самом деле живет Королева Англии? Интерьеры, костюмы, ОКР. Безусловно. С таким же успехом можно было бы посмотреть ещё и недавнюю артовую драму Пабло Ларраина "
Спенсер". Там принцесса Диана менялась нарядами с пугалом и глотала жемчужины размером с пятак. Выглядело весьма убедительно.
"
Рэй". Ещё одна картина, однозначно справившаяся с ношей реальных событий. Потрясающе выстроенная драматургия с головокружительной кульминацией. Но тут тот самый случай, когда главный герой был и наркоманом, и мерзавцем, и пропащим человеком, а стал не просто великим музыкантом, но и национальным героем. Кто-то скажет, Чарльз подходящая для такого фильма кандидатура, авторам просто повезло. Я же думаю, что авторы очень хорошо поработали – сценарист Джеймс Уайт и режиссер Тейлор Хэкфорд.
"
Прогулка". Скучнейший фильм Роберта Земекиса. Казалось бы, такое интересное событие выкопал из истории, но ничего путного из него сделать не получилось, как ни крутили авторы и как ни старались актеры.
"
Зеленая книга". Очень сильно сомневаюсь, что сюжет фильма близок к тому, что было на самом деле. Это идеально скроенное кино, благодаря диалогам, взаимоотношениям, безотказно работающим деталям на уровне одного кадра, фразы, поступка. Так в жизни не бывает. Но фильм, да, по реальным событиям, типа. Больше всего меня удивляет и радует в этом фильме, что его снял режиссер "Тупого и ещё тупее" Питер Фаррелли.
"
Кошачьи миры Луиса Уэйна". У этого фильма великолепная завязка. Очень точно расставленные акценты, объёмные персонажи. Но как только началась какая-то тосклятина, люди начали умирать и вести себя не как в кино, то я тут же полез на "КиноПоиск" и убедился, что фильм снят по реальной жизни этого парня, хотя до начала фильма об этом не знал. И игра Камбербетча не спасает.
"
Ford против Ferrari". Ещё один мой любимый фильм. Самые его яркие моменты настолько кинематографичны и артистичны, что я тоже не допускаю мысли, что они были взяты из жизни. Само по себе противостояние этих спортсменов и этих автоконцернов – это, безусловно, мощная платформа для драматургии. Дальше – слово сценаристам братьям Баттеруортам и режиссеру Джеймсу Мэнголду.
"
Богемская рапсодия". Пожалуй, режиссер Брайан Сингер в этом фильме возвел реставрацию до абсолюта. Основная претензия к "Рапсодии" у всех была в том, что это и не фильм даже, а сплошной концерт и клип. Действительно, какой-либо особой драматургии мы там не наблюдаем, так, набор эпизодов из жизни. Но благодаря уникально воссозданным музыкальным номерам, атмосфера радости зашкаливает.
"
Тоня против всех". Не менее великолепно воссозданы моменты выступления фигуристки Тони Хардинг в этой исторической спортивной драме. Прощается даже то, что пятнадцатилетнюю сортсменку играет почти тридцатилетняя Марго Робби. Реконструкция восьмидесятых проведена отменно. Мне очень понравился этот фильм, но все эти моменты, пересказанные самой Тоней в качестве консультанта фильма, уверен далеки от реальности. Забавно, что самой Тоне понравился в фильме момент, где она говорит одному из персонажей картины, что тот может отсосать у нее. Хардинг сказала, что ей бы очень хотелось, чтобы так и было в реальной жизни. В общем, не скрывает, что в этом фильме реализовались кое-какие вещи, не реализовавшиеся тогда.
"
Дело ричарда Джуэлла". В "Тоне" впервые заявил о себе в полный голос актер Пол Уолтер Хаузер. И он понравился публике. Следующий его фильм тоже был по реальным событиям и тоже о спорте. Точнее, около спорта – про охранника на олимпийских играх. Довольно простая и докуметантальная история, но её снова делают детали. Ну и, конечно же, приятно, когда в конце фильма торжествует справедливость.
"
Эдди «Орёл»". Ещё одна красивая спортивная история, получившая одобрение критиков и зрителей. В то же время сам Эдди Эдвардс, ставший прототипом главног героя, в интервью ВВС заявил, что его сразу предупредили – всего 10-15% фильма будет основано на реальных событиях его жизни.
Российские фильмы сознательно даже не упоминаю.