Действительно Кубрик известен этим приемом. Прямая перспектива, которая сходится в одной точке в его фильмах, создает определенное психологическое состояние у зрителя. Такая композиция направляет внимание зрителя в центр кадра, возникает эффект погружения. Кроме того, идеальная симметрия вызывает у зрителя состояние дискомфорта, потому что у Кубрика эта симметрия предельна, абсолютна, я бы даже сказала, внечеловечна. Ведь в жизни идеальная симметрия и гармония встречаются редко.
Думаю, можно сказать, что концептуально симметрия у Кубрика указывает на конфликт хаоса и порядка. В развитии фильмов это предстает как драматургическое напряжение между стремлением или причастностью к идеальному или неидеальному. Например, в "Заводном апельсине" симметричный треугольник с вершиной наверху часто является основой композиции кадра, что графически выражает идею иерархии. Вершина треугольника - высшая сила. Всё остальное оказывается формально ниже, под вершиной, а значит воспринимается как то, что подчинено тому, что выше. Это и идеология главного героя, и метафора иерархического устройства общества.
В Космической Одиссее прием с симметрией уже выстраивает напряжение между неидеальным человеком, чем-то идеальным, что он хочет создать (компьютер ИИ) и тем идеалом (гармонией), которая может быть за пределами его восприятия (черный монолит и макропроцессы вселенной).