Недолго думая, составил список, в котором постарался соединить личные пристрастия и значение для жанра. Учитывая малое число позиций, здесь, разумеется, далеко не все - но много важного и любимого.
Лучший мистический хоррор 1950-х, снятый
Жаком Турнёром, классиком жанра ("
Люди-кошки", "
Я гуляла с зомби"). По форме это детектив, который плавно превращается в лавкрафтианский сюжет о древнем зле: снять такой фильм в эпоху триумфа разума и расцвета научной фантастики было настоящим вызовом - и Турнёр справился с ним блестяще.
Хорошо известный в свое время, но ныне подзабытый фильм Роберта Уайза ("
Вестсайдская история", "
День, когда Земля остановилась"), снятый по
роману Ширли Джексон. Полагаю, это один из лучших фильмов о сверхъестественном, где до самого конца сохраняется интрига: никто не знает, населен ли дом привидениями, или же главная героиня все чаще бредит наяву. Достигается этот эффект во многом благодаря идеально отточенному монтажу (Уайз, напомню, был номинирован на "Оскар" за монтаж "
Гражданина Кейна").
Лучший христианский хоррор вообще. Если вам нужно посмотреть один фильм об экзорцизме - выбирайте этот. Природа зла, возможность чуда, раскаяние и самоотречение, грех и искупление -
Уильям Фридкин ("
Французский связной", "
Колдун") здесь настолько филигранно переплетает все эти темы в сюжете о мятущемся священнике, что никто до сих пор не создал ничего столь же мощного по воздействию.
Эмблематичный комедийный хоррор 1980-х о доме с привидениями. Ожившее рыбье чучело, расчленения, дверь в параллельный мир в стенном шкафу - и над всем этим нависает тень "вьетнамского синдрома". "Черт подери! Я поднялся из ада, и у меня КОНЧИЛИСЬ ПАТРОНЫ!".
Уникальный хоррор, в котором религия, экзистенциализм и БДСМ-эстетика образуют мощнейший по своему эффекту творческий коктейль. Лучший фильм британского мастера жанра
Клайва Баркера ("
Ночной народ", "
Повелитель иллюзий"), больше известного в качестве писателя.
Один из лучших гибридов слэшера и мистического хоррора, ремейк одноименного фильма 1960-х, обставивший оригинал. Не новое слово в жанре, не культовая классика, и даже не убойный трэш - просто отлично скроенный фильм с
Джеффри Рашем и
Джеффри Комбсом.
Прискорбно малоизвестный фильм
Скотта Дерриксона ("
Доктор Стрэндж", "
Синистер") об экзорцизме, основанный на
реальной истории. Здесь интересно что сюжет об изгнании демонов подан в форме судебной драмы - а также то, что в фильме внятно отвечают на вопрос о том, "почему плохое случается с хорошими людьми". Ответ, правда, может многим не понравиться.
Хотя это и ремейк
корейского хоррора, француз
Александр Ажа оформил американскую версию в духе "
нового экстрима", сочетая кровавое насилие с традиционным саспенсом. Его призраки не просто стучат в стены или хлопают дверями - они разрывают челюсти.
Фильм гениального
Джеймса Вана ("
Пила", "
Злое"), определивший облик мейнстримного хоррора 2010-х. Но и без привязки к исторической значимости - превосходный рассказ о мальчике, населенном призраками.
Первый фильм
Ари Астера ("
Солнцестояние") - не только шедевральный гибрид драмы и хоррора, но и своего рода анти-"Изгоняющий дьявола". Если у Фридкина фильм построен на христианской логике спасения и искупления грехов, то у Астера сюжет о женщине из семьи с плохой историей подан как античная трагедия, где человеческая воля не может противостоять неотвратимой судьбе.