Понимаете, киноведение и литературоведение, это две науки, которые обслуживают вторичную потребность зрителя и читателя. Под вторичной потребностью имеется ввиду возможность обсудить просмотренное и прочитанное на высоком интеллектуальном уровне - со знанием истории создания произведения, теории литературы или кино, средств изобразительности, влияния на современность, - что нового это шоу внесло в дискурс и пр. В этом плане это служебные дисциплины, которые дают нам больше возможности почувствовать себя умными и найти собеседника по теме, и даже друга.
В этом плане обе дисциплины представляют собой раздел философии, психологии, науки о коммуникации и пр. И поэтому они нужны всем, кто не тупо поржать пришел над Харламовым или Курочкиным.
Они создают определенную систему такого разговора.
Был такой старый Ералаш. Два ребенка в раздевалке обсуждают кино на уровне "А он ему - бабах, а тот разворачивается и снова - бабах!" Эти дети счастливы. Но мы так не можем. Мы становимся счастливы от того, что можем подробно рассказать, как именно снимает диалоги Тарантино и почему Кристина Асмус снялась в порносцене в "Тексте".
В этом плане обе науки нужны всем, кто хочет общаться с другими людьми на данную тему. Просто воспринимать - это значит, остаться в одиночестве.
Именно поэтому их можно выучить и без лекторов, семинаров и просеминаров.