Конечно, есть, и более того - огромная часть хорроров (в том числе очень известных и значимых для жанра) построена на визуальных отсылках к другим областям искусства. Если оставить в стороне цитаты из других фильмов (это большая отдельная история), то в первую очередь такого рода отсылки связаны с живописью и литературой. В меньшей степени они касаются архитектуры (поскольку архитектура статична, в то время как основной принцип кино - динамика, монтаж), однако и в этой области есть примечательные образцы жанра. И, поскольку вопрос касается только двух искусств, мой ответ охватывает примеры, указывающие на влияние архитектуры и живописи в хорроре.
1) Вот вам произвольная подборка из трех очень разных фильмов ужасов, охватывающих ХХ век: один снят в начале его, второй - в середине, третий - в конце. И каждый из них использует живопись в качестве источника вдохновения. Уточню, что степень и формы этого влияния в каждом из примеров различны, здесь нет каких-то жестких критериев - речь идет лишь о том, что стиль и настроение всех перечисленных ниже лент во многом определяются живописью - будь то отдельные картины или же художественные течения.
Самый первый, самый очевидный - и, вероятно, самый фундаментальный - пример. Вся эстетика фильма Роберта Вине разработана под влиянием немецкого экспрессионизма. Но самое важное здесь даже не то, что за дизайн декораций отвечали известные художники Вальтер Рейман и Вальтер Рёриг, а то, что окружающая среда в фильме была синхронизирована с душевным состоянием героя, выступая тем самым как самостоятельный элемент сюжета. Иными словами, это едва ли не первый хоррор, в котором внутреннее состояние безумия передано за счет изменения внешнего мира - а не только благодаря актерской игре. Именно благодаря экспрессионистской стилистике эта динамика сумасшествия была изображена настолько яркой и всеобъемлющей.
Культовый нуар-хоррор, повлиявший на таких разных авторов как Мартин Скорсезе и Райнер Вернер Фассбендер. Как и "Кабинет доктора Калигари", фильм Чарльза Лоутона вдохновлен эстетикой экспрессионизма. Но если Вине оформил весь фильм как ожившую картину, на которой размыта грань между галлюцинацией и реальностью, то Лоутон использует экспрессионизм точечно, чтобы придать большую выразительность отдельным сценам. "Ночь охотника" особо интересна тем, что использует многие приемы эпохи немого кино в звуковой ленте.
Обратите внимание на игру света и тени, на необычные ракурсы камеры, на образы героев - вся эта совокупность стилистических решений придает вполне обычному сюжету про мошенника и богатую вдову оттенок мрачной сказки, хотя формально фильм всегда остается сугубо реалистическим.
Фильм Тарсема Сингха - уникальный в своем роде авторский сай-фай хоррор, получивший номинацию на "Оскар" за лучший грим. Сюжет о женщине, которая с помощью специального устройства погружается в сознание серийного убийцы здесь дает широчайший простор для игры воображения - и Сингх использует этот потенциал на сто процентов. "Клетка" наполнена образами, локациями и персонажами, отсылающими к живописи, музыкальным клипам (от R.E.M. до Мэрилина Мэнсона) и психоаналитическим архетипам. Если "Кабинет доктора Калигари" - это фильм в стиле экспрессионизма, то "Клетка" - арт-коллаж, навеянный фрейдизмом, подавленными страхами и садомазохистскими фантазиями. Среди художников, работы которых обыгрываются в фильме - Х. Р. Гигер, Дэмьен Херст и Одд Нердрум. Но самое захватывающее в "Клетке" - не отдельные сцены, а (как и в любом отлично фильме) безукоризненное единство настроения и стиля.
Понятно, что этот список легко можно продолжить: например, вспомнить, что многие сцены в классической "Суспирии" отсылают к работам ар-нуво, или указать, что "Багровый пик" оформлен в стиле, явно вдохновленном прерафаэлитами (а главная героиня вряд ли случайно напоминает Джейн Моррис, натурщицу, важную для ключевых фигур в среде прерафаэлитов). Но это уже более длинная история :)
2) Что касается архитектуры, то здесь ситуация несколько иная: фильмы, которые вдохновлены архитектурой, довольно редки (из недавних вспоминается разве что "Винчестер. Дом, который построили призраки". Но во многих фильмах постройки (чаще всего, конечно, особняки с репутацией "плохого места") играют значимую роль. Стоит вспомнить хотя бы классический "Призрак дома на холме" или более свежий (и незаслуженно забытый) ремейк "Тринадцати привидений". В общем, с архитектурой логика чаще обратна логике живописи: авторы фильма чаще придумывают собственные здания, чем используют реально существующие.
Кино, компьютерные игры, культурная история и... · 10 окт 2021
Конечно! Очень много фильмов, особенно классических хорроров так или иначе используют элементы из живописи в кадре.
Например, вот прямая параллель между "Франкенштейном" Джеймса Уэйла, снятым в 1931 году, и знаменитой... Читать далее
Кураторка, сммщица художественной галереи. · 9 окт 2021
Ларс Фон Триер в своём последнем фильме «Дом который построил Джек» сделал несколько отсылок не только к Данте и Божественной комедии, но и к картинам Читать далее
Рисую бровястых людей и смотрю фильмы. · 21 окт 2021
Вот хорроров нет, но триллеры - пожалуйста:
"Седьмая печать"1957 Бергмана. Образ смерти, играющей в шахматы вдохновлён фреской «Смерть, играющая в шахматы» Альбертуса Пиктора
Часто образы из живописи использовал Дэвид Линч -... Читать далее
Дизайн, фото, кино, музыка, оружие, история · 9 окт 2021
Не хоррор, но довольно жесткий исторический фильм. Легенда о Тиле. Совершенно недооценённый советский фильм. Великолепные актёры. В фильме просто оживлены картины голландского живописца Брейгеля Мужицкого.
Свободолюбивый и жизне... Читать далее