Как раз относительно недавно записывал подкаст, где обсуждали экранизации и почему они редко получаются удачными. Дело в том, что литература и книга имеют разный художественный и выразительный язык, разные приемы.
Литература может рассказывать историю без единого действия и ярких поворотов. Писатель не ограничен в инструментах, он может описывать переживания, мысли, галлюцинации героя. Может описывать только часть действительности, создавая на основе этого интригу. Простой пример. История описывает военные действия, очень живо и подробно. Потом оказывается, что это мальчик играет в войнушку – и это поворот. Следующий поворот – мальчик играет войнушку на месте разрушенной деревни, где прошли военные действия – это его способ смириться с реальностью. В игре мальчик победил, но в реальном мире – потерял близких. Если в кино первый поворот мы сможем сделать, то второй – невозможно. Как только мы показываем мальчика, мы показываем реальность и лишаемся второго поворота.
В то время как литература описывает, кино показывает. При этом задача сценариста показать сюжет в действии. Об это спотыкаются начинающие сценаристы. Часто в эту профессию идут те, кто любит писать и у кого хорошее чувство стиля и любовь к литературе. В результате их первые сценарии это что угодно – рассказ, эссе, повесть, но не драматургия. Главная зада драматурга – придумать хорошую фабулу, насыщенную событиями, с интересными и неожиданными поворотами, но так, чтобы все выглядело логично – была соблюдена причинно-следственная связь. Часто содержание книги «прячется» между строк и «перевести» его в простое действие – нельзя. А если это удаётся, то произведение теряет 90% своего обаяния.
А «посредственные сценарии» – боль современного кино, не только в России. Современное кино делают продюсеры. Часто они контролируют работу сценариста и режиссера. Чаще всего это люди далекие от этих профессий и просто хотят собрать «Франкенштейна», пытаясь угодить запросам зрителей. Если дать возможность управлять бюджетами творческой группе, то, возможно, мы получим совсем другое кино.