Фильмы-перевертыши - достаточно популярный в кинематографе феномен. Популярный, но не частый, потому что очень трудно сохранить органику повествования при таких драматургических манипуляциях. Вдобавок ко всему, большинство фильмов представляет из себя всегда смесь каких-то жанров. Но если в фильме и есть такие изменения, то они должны быть очень тонкими, чтобы они "работали", не смущая зрителя резкой сменой акцентов.
Из подобных фильмов сразу приходит на ум "От заката до рассвета" (1996) Роберта Родригеса. Он достаточно чётко делится на две половины - первая, она же криминальная, про братьев, которые скрываются от полицейских. Вторая же половина - это боевик про вампиров, очень кровавый и жестокий. Здесь, быть может, представлен с точки зрения сюжета самый неожиданный жанровый поворот.
Более лаконичным и популярным является переход от комедии к драме. Это, так сказать, два противоположных полюса зрительских эмоций, которыми авторы зачастую манипулируют. Но не всегда удачно! Например, фильм "Клик: с пультом по жизни" (2006) - начинается и продолжается как достаточно оригинальная комедия, пусть и с Адамом Сэндлером. Но в какой-то момент картина превращается в самую настоящую драму, поднимающую очень важные жизненные темы. Это удачный пример "перевёртыша".
Неудачный пример - "Хэнкок" (2008) с Уиллом Смитом. Первая половина - очень хорошая комедия про супергероя, которая сейчас воспринимается как антижанровая (как тот же сериал "Пацаны"). Вторая половина - очень скудный и простой супергеройский боевик с щепоткой драмы (куда без неё). То, над чем авторы смеялись и что обходили стороной, они же к кульминации начали использовать на полную, а именно супергеройский пафос, который все их старания сделать нечто оригинальное помножил на ноль.
Можно также обратиться к советским примерам. В СССР в рамках двухсерийных картин можно было удачно менять жанр на ходу. "Экипаж" (1980) Александра Митты состоит из двух разных жанров - семейной драмы и фильма-катастрофа. Сначала нам рассказывают о нелегкой жизни членов экипажа самолёта, а потом уже показывают их героические подвиги по спасению жизни пассажиров. Или вспомнить "Иронию судьбы" (1975) Эльдара Рязанова. Первая серия - смешная и душевная комедия, а вот уже вторая - грустная и лиричная история о порушенных судьбах людей. Те ситуации, которые были смешны поначалу, к концу уже таковыми не воспринимаются. И пусть сказочный хэппи-энд и сбавляет меланхоличный тон фильма, но убери его, и перед нами окажется самая настоящая драма.
Но всё-таки самый интересный перевёртыш, который лично меня удивил, случился не в фильме. Речь идет о сериале Джонатана Нолана "В поле зрения" (2011-2016). Первые два сезона - чистой воды детективный процедурал. Но затем набираются такие обороты, что происходящее на экране превращается в (осторожно, спойлер!) фантастический триллер со шпионами и войной искусственных интеллектов. И всё это работает очень слаженно и органично, за что этот сериал настоятельно рекомендую к просмотру.