Среди множества любимых фильмов, сногсшибательных в плане работы художника по костюмам, очень трудно выбрать, но я хочу рассказать об одном самом-самом. Легендарный режиссер Лукино Висконти и его верный соратник в деле покорения эстетических высот - художник по костюмам Пьеро Този создали шедевр. «Леопард» ( Il Gattopardo, 1963) - выдающийся пример в кинематографе, невероятно красивая историческая фреска об уходящей натуре с величественным Бертом Ланкастером в главной роли.
Имя художника по костюмам Пьеро Този могло бы считаться точным критерием оценки для любого вида художественного мастерства – настолько виртуозны его произведения. Одно перечисление режиссеров, с которыми он работал, заставит учащенно биться сердце киномана – Лукино Висконти, Федерико Феллини, Пьер Паоло Пазолини… Костюмы Този послужили вдохновением почти для каждого современного дизайнера, а молодые коллеги по кино признают его уровень профессионализма почти недостижимым. Четыре десятилетия творения мастера обогащали визуальный ряд фильмов титанов итальянского неореализма и помогали полному раскрытию характеров персонажей в исполнении ярчайших звезд европейского кино – Алена Делона, Клаудии Кардинале, Софи Лорен. «Мы были леопардами, львами. Теперь наше время прошло» - слова князя Фабрицио Салины из фильма «Леопард» как нельзя лучше подходят и Този. Благородный лев, единственный в своем роде.
Пьеро Този. Фото Элизабетты Клаудио для L'Uomo Vogue
«Работа с Лукино для меня было чем-то сродни моральному долгу – перед будущим зрителем, кинематографом, миром. Я всегда отвечал согласием на его приглашения, хотя знал, что труд предстоит адский», - рассказывал Този. Очередным вызовом своим возможностям стал новый фильм режиссера. Снятый по одноименному роману сицилийского аристократа Джузеппе Томази ди Лампедуза, «Леопард» (1962) является абсолютным праздником для глаз, красочной гаммой, где каждый кадр выглядит как полотно XIX века.
1860 год. В Италии разгорается Гражданская война между сторонниками Гарибальди и приверженцами правящей династии Бурбонов. Эти смутные времена не могут оставить в стороне влиятельного и могущественного сицилийского князя Фабрицио Салину, носящего гордое прозвище Леопард. Гарибальди стремится не только объединить итальянские княжества в одно государство, но и отстранить от власти декадентскую аристократию.
Берт Ланкастер в роли князя Фабрицио Салина и Клаудиа Кардинале в роли прекрасной Анжелики Седара
Ален Делон в роли князя Танкреди и Клаудиа Кардинале
Кисть художника фиксирует мельчайшие детали, будь то оригинальные оттенки красного у солдат Гарибальди, или пышные бальные платья – всего было сделано 2000 костюмов. Пьеро стал настоящим экспертом по эпохе 1860-х годов, просматривая десятки фотографий того периода и изучая живопись. Он никогда не делал эскизы в традиционном смысле слова – только наброски, отражающие атмосферу. Ведь окончательный силуэт костюма зависит от пластичности актера и тех тканей, которые должны быть для него выбраны.
Фото 1860-х годов
Кадр из фильма «Леопард»
Вместе с Умберто Тирелли (основателем легендарного ателье Tirelli Costumi) Този отправился на Сицилию в поисках образцов старинной одежды. Невероятным везением обернулось посещение дворца Ганджи - они обнаружили на чердаке гардеробную, полную аутентичных нарядов из прошлого! В них и облачили массовку. Однако, немалую трудность представляла из себя форма армии Гарибальди: у добровольцев не было какого-то единого стандарта, кроме алого цвета рубашек. Чтобы воплотить эту разношерстность, дизайнер нанял команду портных, которые занимались только формой и сшили около трехсот рубашек и брюк – различных по крою, совершенно уникальных. Только такой перфекционизм и ценил Висконти.
Кадр из фильма «Леопард». Слева направо - Ален Делон, Марио Джиротти, Пьер Клементи
Для сорокапятиминутной (!) сцены бала важно было правильно выбрать оттенки платьев – ведь площадку, по настоянию режиссера, освещали только свечи, а это весьма специфическая иллюминация.
Кадр из фильма Леопард (1963)
Императрица Евгения в окружении фрейлин. Франц Ксавье Винтерхальтер, 1855
«Первой шла Анжелика в нежно-розовом, плавно колыхающемся кринолине; ее спина, белые плечи, сильные и нежные руки были великолепны; маленькая головка надменно сидела на молодой гладкой шее, украшенной нарочито скромным жемчугом. Длинные лайковые полуперчатки обтягивали не узкие, но безупречные по форме кисти рук; на безымянном пальце сверкал неаполитанский сапфир» - так в романе Лампедузы описывается появление героини Клаудии Кардинале на балу.
Писатель упустил из виду, что в моде тогда были вовсе не длинные, а короткие перчатки – педантичный Този учел и это. Розовый цвет не подходил по колориту актрисе и художник предложил ей три разных платья: бледно-голубое, белоснежное и мерцающее перламутровое. Выбор пал на последнее. Выполненное из тончайшей органзы Dior с едва заметным рисунком polka dot и двенадцатью слоями тюля нижних юбок, объемное, но очень легкое. Особая конструкция позволяла платью двигаться во время танца вместе с его обладательницей, создавая эффект облака.
Клаудия Кардинале в роли Анжелики Седара в фильме Леопард (1963)
Эскиз платья Анжелики (Клаудия Кардинале)
Сцену бала снимали в Палермо, во дворце Ганджи: на нее ушел целый месяц. Из-за ужасной жары съемки велись по ночам, но уже к трем часам дня все являлись в гримерную. Только на прическу Клаудии Кардинале уходило полтора часа. Ей пришлось отрастить длиннющие волосы, но мыть голову можно было только с разрешения Висконти: актриса должна была привыкнуть к тому, что во времена «Леопарда» женщины не мыли голову, как сегодня, когда им заблагорассудится. Пьеро Този даже специально наносил масло на ее волосы, чтобы они казались сальными.
«Помню, что мастер по прическам после этого фильма перестала работать в кино, такое у нее было нервное истощение. Все мои аксессуары в "Леопарде" были подлинными, старинными – даже платок и духи. И, конечно же, чулки. Когда фильм закончили, у меня вокруг талии осталась кровавая отметина, потому что корсет, вероятно, принадлежал когда-то девушке вдвое худее меня, совсем тоненькой, и я должна была «уложиться» в ее мерки - 53 сантиметра в талии. Прокрустово ложе по сравнению с этим - сущий пустяк…» - вспоминает Кардинале.
Оперный театральный режиссер, в фильмах Висконти был фанатиком правды – эмоциональной и бытовой. В костюмной точности доходил до абсурда: снимая “Леопарда”, отремонтировал парочку дворцов на Сицилии и раскладывал по ящикам комодов батистовые платки. Платки в фильме не фигурировали, а ящики даже не открывали, но Висконти уверял: знание того, что платки есть и они настоящие, поможет актерам играть убедительнее.
Ален Делон в роли Танкреди Фальконери. Промо-съемка.
Берт Ланкастер в роли князя Фабрицио Салина. Промо-съемка.
Рина Морелли в роли Донны Стеллы Салина
Висконти, Кардинале и Ланкастер
Феноменальное по красоте зрелище считается одной из вершин мирового киноискусства. Остается добавить, что лента удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1963 года и принесла номинацию на «Оскар» Пьеро Този. Эта картина, полная тонкого юмора, драмы, атмосферы до мельчайших деталей воссозданной эпохи и сильной актерской игры, никого не оставит равнодушным, ручаюсь.
Голодные игры и Круэлла. Там прям на славу поработали над проработкой костюмов, все запоминающиеся, яркие, одно удовольствие смотреть и каждый костюм для персонажей индивидуален.