Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие роуд-муви стоит посмотреть?

Кино
Ваня Гричанюк
  ·   · 10,9 K
Киновед, кинокритик, историк кино, ведущая...  · 17 июн 2021

Есть канонические примеры жанра, которые предлагаю роуд-муви в чистом виде:

«Беспечный ездок» Хоппера — движение по шоссе на байках и саундтрек, который составит отличную компанию в любом путешествии. По обочинам в фильме — Штаты. Жестокие, дружелюбные, разные. Хиппи, рэднеки, набожные фермеры.

«Мотоангелы ада» тех же 1960-х с тем же Николсоном про тех же байкеров. Фильм Раша. Сцены на дороге перемежаются другими, с драками и недо-сексом, но мотив пути и разрушения всего на своём пути — формообразующий.

https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BZWRkM2VlNjEtOTBkOC00ZTRiLTg0YTYtYTFjZWU4ODQ4YzMyXkEyXkFqcGdeQXVyMTI3MDk3MzQ@._V1_.jpg

Кадр из фильма «Мотоангелы ада», 1967

«Алиса в городах» Вендерса — совместное проживание пути, стирание и обретение памяти, дружба. Это история, которая началась ещё в «Бумажной луне» Богдановича, но у Вендерса, как и у Хоппера превратилась в эдакую философию пути. Хотя венец роуд-муви — это скорее «Короли дороги» Вендерса, третья часть его дорожной трилогии («Алиса» была первой, «Ложное движение» — второй). В «Королях» дорога совсем уж приравнивается к самой киноматерии.

Но я больше люблю роуд-муви как субжанр, как структурную ось фильма! Конечно, очень важно с точки зрения культуры и истории, что трипующие 1960-е, равно как и время бурления молодого немецкого кино, выводят движение по дороге совсем в иную онтологическую плоскость, но как же дорога прекрасна во всех своих проявлениях!

Тут хоть «Это случилось однажды ночью» Капры, комедии, которая совала все главные Оскары на церемонии 1935 года.

Хоть бы даже «Бродяги жизни» Уэллмана аж 1928 года. И вдохновлённые ими «Странствия Салливна» Стёрджеса. Да и многие другие побеги.

https://silentlondon.files.wordpress.com/2017/07/beggars-of-life3.jpg

Кадр из фильма «Бродяги жизни»

https://retromovie.ru/sites/default/files/image/sullivans-travels-1941/photo/7E4b9mXU9psvGbqCbI0aGEGI1oO.jpg

Кадр из фильма «Странствия Салливана», 1941

А «Одержимость» Висконти и «Крик» Антониони. И обочины, обочины, обочины итальянской нищеты и зимних туманов. Свежая и весьма неореалистская «Земля кочевников».

https://3.bp.blogspot.com/-K5UlRYq2JnA/UZuEfMLwEMI/AAAAAAAAcg0/5wT_R9NFSIM/s1600/Il+grido_2.jpg

Кадр из фильма «Крик», 1957

Лёгкая шестидесятническая комедия «Автостопщица» Жаклин Одри (в которой можно увидеть прекрасных Брассёра, Арлетти, Бернара Блие) и жуткий «Автостопщик» Айды Люпино. Нуар «Объезд». И дорожная «Дуэль» Спилберга.

https://s3.amazonaws.com/criterion-production/editorial_content_posts/hero/6257-/5uSDiyWhxzHAnbJdSkx3Laa9VaHiZ6_original.jpg

Кадр из фильма «Объезд», Эдгар Ульмер, 1946

Всё это примеры того, как роуд-муви может существовать в кино. На разных правах — сюжетных и структурных, — но всегда восхитительно накладывая канву фильма на очень органичную ему линию движения. Вперед, по дороге, бесконечно и до самого финала. Все перечисленные фильмы я однозначно советую посомтреть.

Старое и новое киноПерейти на t.me/dreamsorder
Ценитель красоты, искусства и хорошего вина...  · 18 июн 2021
Пока не увидел вопрос, не задумывался даже о такой категории фильмов, но сразу вспомнил несколько прекрасных картин: ► Зеленая книга (2018) реж. Питер Фаррелли 1960-е годы. После закрытия нью-йоркского ночного клуба на ремонт... Читать далее