Киновед, кинокритик, историк кино, ведущая... · 12 янв 2022
Развлечение, технология, искусство, времяпровождение, съёмки, деньги, люди, способ показать историю, вместо того, чтобы рассказать её — кинематограф и есть всё то, что приходит на ум, когда слышишь это слово. Когда в газетах и журналах пишут о фильмах, за каждый фильмом стоит эта очередь из определений. И критик, который пишет о фильме, сам выбирает самые важные из них. Иногда он пишет о бюджете фильма, иногда об игре актёра, иногда о том, как важно смотреть фильм в кинотеатре, а иногда — обо всём вместе. А теперь представьте, что об этом говорит сам фильм. Это и будет метакино. Кинематограф, который говорит о самом себе.
Бастер Китон для фильма «Шерлок-мл.»
В предыдущем ответе приведены отличные примеры. От себя добавлю, что отыскать такое метакино можно почти сразу, вот, например, в фильме 1902 года«Дядюшка Джош в кинотеатре» — это один из эпизодоов целой комедийной серии с главным героем дядюшкой Джошем, — где комический эффект строится на том, как Джош реагирует на движущееся изображение на белом полотне. Схожая штука, только уже сложнее — ведь на дворе 1924 год — происходит и в «Шерлоке-младшем» с Бастером Китоном. Там наш герой работает киномехаником и во время одного из киносеансов и сам оказывается в своих грёзах на экране. Кино говорит о самом себе, как о сне.
Для того, чтобы рассказывать себе, кино может прибегать к разным приёмам:
это могут быть целые сцены, в которых будут показаны съёмки фильма или поготовки к съёмкам — тут подойдут и безумный фильм «Я любопытна: жёлтый» Шёмана 1967 года, и «Внутренняя империя» Линча 2007 года
Кадр из фильма Линча
это может быть выделение медиума, на который производятся съёмки (камера и плёнка) или при помощи которого показан фильм (кинопроектор): все те швы, которые прячутся при монтаже фильма, внезапно оказываются вывернуты наружу, как, например, в голливудской комедии 1941 года «Ад раскрылся» или абстрактном фильме 2003 года «Деказия»
Кадр из фильма «Ад раскрылся»
это может быть слом четвёртой стены, об этом я уже на Кью как-то писала, поэтому сошлюсь на свой прежний ответ.
Да и много ещё чего можно использовать, главное, чтобы зритель отчётливо в этот момент осознал, что он смотрит фильм, сделанный режиссёром, сценаристом и другими и знающий о собственном существовании.
Одной из главных целей кино как такого является "эффект погружения" - зритель должен верить в происходящее и, следовательно, абстрагироваться от факта, что перед ним всего лишь плод воображения группы профессиональных киноделов... Читать далее