Самое, пожалуй, известное произведение об этой жизни – и книга, и фильм – «Кто боится Вирджинии Вульф?» Это пьеса о дрязгах университетских преподавателей, написанная американским драматургом Эдвардом Олби в 1962 году. Через год ее поставили на Бродвее (премия «Тони» за лучшую пьесу 1963-го). И по ней же в 1966-м Майкл Николс снял одноименный фильм с Элизабет Тейлор в одной из главных ролей (5 премий «Оскар» при 13 номинациях, причем это первая в истории кинолента, где весь актерский состав был выдвинут на премию). Есть и российский фильм-спектакль Романа Балаяна и Валерия Фокина «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1992) с Галиной Волчек, Валентином Гафтом и Мариной Нееловой. Пьесу ставят до сих пор – в Москве, например, в этом сезоне спектакли по ней идут в Театре наций и в МТЮЗе.
Вообще о книгах про университетскую жизнь одно время говорили, что их сочиняет Бродж – так у рецензентов слились имена двух корифеев жанра: Дэвида Лоджа и Малькольма Брэдбери. Оба – профессора, признанные литературоведы и при этом – авторы романов об академической жизни, а также сценариев для фильмов и телесериалов. Вообще они дружили, в их биографиях много общего, да и в книгах тоже. Было, пока Брэдбери в 1975 году не написал книгу History Man, на русский в 2002-м переведенную как «Историческая личность» (хотя некоторые и считают, что точнее было бы «Человек в истории» или даже просто «Социолог»). С этого и начался «водораздел» в «университетском романе» – если Лодж и его и последователи пишут с мягкой иронией о хорошо знакомой им сфере (самая известная об этом у Д.Лоджа так называемая «Кампусная трилогия», два романа из которой номинировались на Букеровскую премию), то Брэдбери – с сарказмом и критикой не только профессуры, но и британской культуры, современной литературы и социума в целом. Самая едкая из таких книг – «Профессор Криминале» (в числе ее переводчиков – Б.Акунин, пардон, Г.Чхартишвили). У него есть пародия и на коммунистический режим – роман «Обменные курсы» о поездке профессора-лингвиста с лекциями в вымышленную Слаку (номинация на Букер 1983 года). Есть роман о России – «В Эрмитаж»: опять-таки путешествие целого «философского парохода» с разношерстной западной профессурой в Ленинград 1990-х (и параллельным экскурсом в Санкт-Петербург эпохи Екатерины Великой). Самые известные фильмы по его сценариям – это мини-сериалы The Gravy Train (1990), The Gravy Train Goes East (1991), Cold Comfort Farm (1995) и Inspector Morse (сериал «Инспектор Морс» шел с 1987 по 2000-й, но Брэдбери писал для него только в 1998-м).
Помимо прочего, Малькольм Брэдбери – наставник таких признанных мастеров как Иэн Макьюэн (Букеровская премия 1998 года) и Кадзуо Исигуро (Нобелевская премия 2017 года). Да и на Дэвида Лоджа, как тот сам признавался, он сильно повлиял.