Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала понять, что такое метамодерн - и если быть предельно кратким, то метамодернизм это возвращение к модерным ценностям, но на новом (стилистическом и эмоциональном) уровне. Как особое состояние культуры,
метамодернизм оформляется после (и вследствие) распространенности постмодерна, хотя точные хронологические рамки здесь указать сложно - но к 2010-м эта эстетическая формация уже складывается, и становится заметной - в том числе и в кинематографе.
Что характерно для метамодернистского кино? Во-первых, отказ от бесконечного цитирования и заигрываний с жанровыми конвенциями - эти компоненты если и используются, то как вспомогательные. Во-вторых, (новая)
искренность вместо (постмодернистской) иронии: фокус внимания смещается к персонажам, а не к динамике сюжета. В-третьих, метамодернистские фильмы, даже когда работают с "вторичным материалом" (в форме ремейков, отсылок, и т.д.), часто делают это в каком-то универсалистском, обобщающем, контексте - вместо, опять же, постмодернистской россыпи цитат.
Чтобы лучше понять эти критерии, стоит применить их к фильмам нескольких авторов, которых обычно относят к метамодернистам (сознательным или нет). Для примера я бы взял, во-первых,
Мишеля Гондри и его "
Перемотку", во-вторых,
Спайка Джонса и "
Она", и, в-третьих, конечно, "
Хижину в лесу"
Дрю Годдарда.
1) "Перемотка" - это фильм, построенный на цитировании, но встроенном в романтический контекст ностальгии, без высмеивания киноискусства. Герои фильма создают пародийные микробюджетные версии голливудской классики, но делают это от любви к ним (а не ради славы или денег): Гондри использует типичные средства постмодерна (ирония, пародирование, отсылки) но в модернистских целях: утверждение искусства как ценности, способной изменить человеческую жизнь, придать ей смысл.
2) "Она"- романтическая комедия, нарушающая конвенции жанра, но не ради их высмеивания, а во имя утверждения человечности. Фильмы о любви человека и машины снимали и раньше (от "
Симоны" до несправедливо забытых ныне "
Электрических грез", кстати, близких Джонсу по тематике), однако здесь исследуется не столько возможность такой любви, сколько ее динамика: это фильм во многом об отношениях между человеком и искусственным интеллектом. Это фильм о том, что можно испытывать реальные чувства даже по отношению к сконструированной личности. Более подробно о метамодернистком контексте этого фильма можно прочитать в отдельной
статье.
3) "Хижина в лесу" - по форме это постмодернистский хоррор, но не просто деконструирующий отдельные течения в жанре, а
весь жанр, и встраивающий его в единый мета-нарратив: все образы и сюжеты из хоррора собираются здесь воедино, создавая тотальное художественное произведение. Грубо говоря, "Хижина в лесу" обобщает все жанровые клише, но не столько иронизирует над ними, сколько вписывает их в целостный нарратив - разнообразие форм, монстров и штампов оказывается увязанным в единый сюжет, подчиненный какой-то масштабной (даже космической) логике. То, что начинается как фильм Тарантино, превращается в рассказ Лавкрафта: постмодерн исчерпывает себя, возвращаясь к репертуару модерна, но в преображенной форме. Об этом фильме, само собой, тоже есть специальное
исследование.
Список режиссеров, работающих в метамодернистском ключе, конечно, не исчерпывается этими тремя: нередко называют Уэса Андерсона (о нем есть
специальное исследование) или Чарли Кауфмана. Для тех, кто хочет больше узнать о метамодернистском аспекте в современном массовом искусстве есть специальный
сайт (и
не один), на котором перечисляются фильмы и сериалы, метамодернистские по своей тональности.