Киновед, кинокритик, историк кино, ведущая... · 9 февр 2022
Наверное, прозвучит странно, но я бы посоветовала посмотреть буквально два-три первых фильма, а потом сделать паузу и почитать. Вот, например, книгу, которую они «наговорили» с Шарлоттой Чандлер.
Про Феллини же все знают, что он великий режиссёр, великий классик, а фильмы его — эдакие идеальные творения мира кино. И это очень обидно. Феллини ведь очень живой, но весь этот гранитобетонный пафос десятилетиями подкладывался под его фильмы и воздвиг их в итоге на пьедестал. Никакое ведь это не ниспосланное автору вдохновение или законченный шедевр, увиденный во сне (хотя со сном у Феллини свои счёты). В фильмах Феллини много деталей, слагаемых, много воспоминаний, мыслей и ощущений, игр подсознания, которые воплощены в киноформу. Куда там до завершённости, Феллини ведь про развёртывание истории, не про её завершенность.
Вот и фильмы его хороши в своей подвижности, но чтобы понять, что там и откуда, лучше всего обратиться не к самым известным — «Сладкой жизни», «8 1/2» или «Джульетте и духам», — а как раз к первым фильмам. Там можно будет разглядеть слагаемые, мотивы, героев, которые ещё не будут спаяны так плотно в поток изображения и сюжета.
К тому же, первые фильмы совсем несложные, зато очень живые. Так что, да. «Белый шейх» или «Маменькины сынки» — в самый раз! Ещё с «Дороги» будет, ох, как хорошо начать, перед ней не устоять, но там уже всё сложнее: всё уже так хорошо сделано, что швов не отыскать. А ведь именно эти «швы» ранних картин очень часто помогают взламывать смыслы в поздних. Со мной так. Но можно смело идти напролом и начинать с самых титулованных картин. Вы не ошибетёсь, это всё — очень хорошее кино!