Если отвечать с юмором, то самым главным для него была быстрая и верная смерть, чего он, по свидетельствам рабочих, проводивших эксгумацию, не добился в жизни.
Если говорить более серьёзно, то по (весьма поверхностному) изучении его литературы и биографии, его интересовали следующие вопросы: добро-зло, сон-реальность, величие-мелочь. Эти три оси рассматривает, наверное, не только Гоголь, но и мировая литература в целом. Отличие же Гоголя заключается в размытости границ между сном и реальностью.
С чем это связано. По большому счёту, с тем, что Гоголь - романтик (приверженец романтизма), а это само по себе предполагает вмешательство какой-то чертовщины по ходу сюжета произведения. Но если в романтизме чертовщина вводится для размытия границ между сном и реальностью (обычно это объясняется просто злоупотреблением алкоголя или игрой света и тени), то у Гоголя - странные и абсурдные вещи - участники реальной жизни. К примеру, офицер остановил экипаж с генералом и не заметил, что это буквально нос. Вот, Гоголь - это особенно абсурдный романтист, и лично мне это очень в нём нравится.
Юмор. Юмор - тоже очень важен был для Гоголя. Он над своими бедными героями издевался весьма цинично, меня это иногда даже пугало.
Ну и контакт с народом. Казалось бы, зачем писать историческую хронику вроде "Тараса Бульбы". Но это тоже очень важный аспект для романтистов вообще, не только для Гоголя. Вспомнить " Айвенго" у Вальтера Скотта.
Это касательно творчество.
А сам Гоголь писал о себе как о "реформатора общества", желающем перевернуть бытовавшие российские устои. Но есть мнение, что это он так говорил от гордыни.
Его личная история парадоксальным образом сочетает интерес к исконно русской культуре и устремление в Европу, в Италию, в Рим. Про Рим у него отдельное произведение есть.