Не знаю, как относился живой писатель к своему персонажу. Думаю, как мы относимся и к живым реальным людям, по-разному.
Одна из зрелых способностей, которая у нас развивается, — способность осознавать и удерживать амбивалентность. Например, по отношению к одному и тому же человеку или явлению - и злость, и любовь.
И отвращение, и любопытство.
И интерес, и тревогу, страх.
А в уважении и иронии, сарказме я и большого противоречия-то не вижу.
По отношению с самому себе я, например, точно отношусь с уважением, и могу над собой посмеяться.
Не думаю, что Дюма был дурнее меня.
(А любой персонаж, - и уж конечно, такой не проходной, - это проекция каких-то частей самого автора).
***
Точно, что Дюма рисует Портоса достаточно комичным персонажем.
И если вы вспомните смерть Портоса в романе "Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя", — согласитесь, это трогательная смерть человека, который принимает друга, дАртаньяна, подставившего его, и его мотивы просто, спокойно и с уважением.