С точки зения туроператоров, отельеров, транспорта: раннее бронирование - страховка. На примере загрузки самолёта. Допустим, билеты половины пассажиров - это себестоимость полёта. Их можно продавать по фиксированной невысокой цене заранее, хоть за полгода, хоть за год. Продав половину билетов по этой цене, перевозчик окупит рейс. Остальное - его прибыль. Цена билета значительно вырастает, зачем прибыль упускать? А в убыток себе уже не везёшь. За несколько дней до рейса стримость непроданных билетов резко опускается, даже ниже той, первоначальной. Чтобы не везти пустые кресла. Но пассажиру рассчитывать на это - лотерея. Можно и не улететь.
Для пассажира покупка билета заранее - тоже лотерея. Можно купить заранее по невысокой первоначальной цене, но заморозить средства на длительный срок. Можно за месяц - две недели до рейса по максимальной цене. Можно дотерпеть до последнего и купить "горящий" билет, но высока вероятность не купить никакой.