Ну, когнитивное(!) мышление (?) - это почти что "масляное масло". Когнитивные функции = познавательные функции мозга безусловно коррелируют с уровнем мыслительной деятельности (интеллекта) у высокоорганизованных животных и человека. Что же по сути вопроса, касающегося эволюции интеллекта китообразных (полностью вторичноводных млекопитающих!), то, судя по имеющимся публикациям на этот счет, ответ на него не однозначен.
Крушинская Н.Л., Лисицина Т.Ю. (2005), изучавшие условнорефлекторную деятельность дельфинов, указывают, что накопленные данные свидетельствуют о чрезвычайно высоком уровне развития мозга китообразных и весьма пластичных и сложных формах их поведения. Мощная теленцефализация (развитие конечного=переднего мозга - Л.З.) китообразных не может, по-видимому, быть объяснена лишь высокой специализацией этих животных к водному образу жизни и развитой у них способностью к эхолокации, как полагают некоторые исследователи (Кесарев, 1974; Колдуэлл, Колдуэлл, 1978; Томилин, 1980), а связана в первую очередь с развитием их высших психических функций: способности к сложным формам обучения и рассудочной деятельности.
Исследование в.н.д. дельфинов показало, что по основным видам условнорефлекторных связей дельфины существенно не отличаются от других высших наземных позвоночных. Это подтверждает известное положение в теории обучения, согласно которому в основе приобретения индивидуальных навыков у всех позвоночных лежат одни и те же процессы (Skinner, 1956; Воронин, 1969).
Результаты изучения более сложных форм поведения, таких, как имитационное научение, свидетельствуют, что у дельфинов и шимпанзе оно достигает наивысшего развития, проявляясь в подражании орудийной деятельности человека. Это может служить одним из убедительных доводов в пользу высокого уровня их рассудочной деятельности. Имитационное поведение дельфинов является предпосылкой для возникновения в сообществах китообразных определенных традиций (!), которые передаются от поколения к поколению (!).
Способность к имитационному обучению и образованию условнорефлекторных реакций на тождество сигналов (т.н. выбор по образцу) у дельфинов следует рассматривать как выражение функций сложного обобщения. Такая форма обобщений у животных классифицируется исследователями как «интеллектуальные формы поведения».