Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как простой человек может отличить лженауку от правдивой науки?

Есть ли какие-то универсальные методы, с помощью которых можно фильтровать псевдонауку от действительной науки? Как понять, если передо мной лженаучная концепция?
ПсихологияФилософия+3
Тот, кто не нашёл себя
  ·   · 1,7 K
Биолог. Специализация: зоология беспозвоночных...  · 22 мар 2023
Простой человек… Это КАКОЙ человек? Человек, закончивший среднюю школу, уже достаточно НЕ ПРОСТ, чтобы понимать, как действует  НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ. И каковы критерии научной истины.  
А если человеку интересны как раз "завихрения разума"?  Если ему милы эзотерика, мистика, религия, лженаука? Такой человек, даже будучи очень "сложным" - всю свою сложность употребит как раз на защиту собственных заблуждений! 
А здесь можно только повториться: 
  1. Научный метод познания - связан с ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМИ. Противопоставлен ВЕРЕ, как некритичному способу принятия информации. Поэтому первое, что должен сделать "простой" человек - так это понять, какими МЕТОДАМИ были получены данные. Укладываются ли они в методологию, и методики научного метода познания.  Не нужно ВЕРИТЬ маститым учёным. Нужно ДОВЕРЯТЬ методам научного познания.
  2. Знать и уметь применять критерии научной истины, научной гипотезы. 
Научное познание строится на трех методологических установках (или принципах):
- редукционизм — стремление объяснить качественное своеобразие сложных образований законами нижележащих уровней; 
  • эволюционизм — утверждение естественного происхождения всех явлений; 
  • рационализм — как противоположность иррационализму, принятию информации, основанной не на доказательствах, а на вере, интуиции и т.д. 
КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ (цитата) 
Систематичность
Еще Кант в качестве неотъемлемой черты науки отмечал систематичность научного знания: именно этим, как он неоднократно подчеркивает в свой "Логике", наука отличается от обыденного знания, представляющего собой "простой агрегат". И об этом же он писал ранее в своем главном труде - "Критике чистого разума": "…обыденное знание именно лишь благодаря систематическому единству становится наукой, т.е. из простого агрегата знаний превращается в систему…".
Следует иметь в виду, что наука не является раз и навсегда застывшей системой. Она изменяется, развивается: не все области науки и отдельные дисциплины, составляющие ту или иную область, возникают одновременно, а возникнув, они, будучи взаимосвязанными, тем не менее развиваются не "синхронно", не идут "нога в ногу" и, так сказать, в одном и том же темпе. И нет в этой системе "абсолютной завершенности" и взаимосвязи каждого научного знания буквально со всеми другими знаниями.
Воспроизводимость
Всякий научный результат, будучи таковым, предполагает возможность его многократного воспроизведения - и самим его автором, и другими членами научного сообщества - при наличии тех необходимых условий, в которых он был получен. При этом еще действует принцип ceteris paribus - "при прочих равных условиях", т.е. предполагается, что те факторы, которые не входят в явном виде в формулировку результата, остаются неизменными. Скажем, в законе Ома устанавливается прямая пропорциональность между значениями напряжения и силы тока в проводнике (коэффициентом пропорциональности является величина, обратная сопротивлению проводника). Однако при этом предполагается, что речь идет об "обычных" условиях, т.е. влажность в помещении остается в "обычных" границах, температура - постоянной и тоже "обычной", разного рода незначительными электромагнитными привходящими воздействиями можно пренебречь, поскольку они тоже остаются "обычными", и т.д. Но в ушедшем веке было открыто и подробно изучено явление сверхпроводимости. Оказывается, что при очень низких температурах прямая пропорциональность между значениями напряжения и силы тока в проводнике нарушается - сила тока увеличивается.
Выводимость
Научное знание предполагает возможность получения нового знания в виде следствий из содержания данного результата, имеющихся теоретических положений и фактов, а также нередко и из дополнительно принимаемых допущений, посредством логических выводов, математических расчетов, методов формализации и т.д. Обратим внимание на то, что "выведение следствия" в данном случае понимается не просто как чисто логический вывод, скажем, в форме силлогистического умозаключения, а в общем смысле: так, например, решив систему уравнений, составленных на основе содержания данного научного результата, мы после интерпретации полученных решений (корней уравнений) получаем новое знание. Разумеется, в построении соответствующего метода решения уравнений данного типа все законы логики соблюдаются.
Доступность для обобщений и предсказаний
Система научного знания организована так, чтобы было возможно расширение этого знания за пределы той области, в которой оно было получено. Отметим при этом, что "предсказание" понимается не только во временном смысле, а предельно широко, т.е. как выход за границы той области знания, в которой данное знание было получено. Под обобщением же понимается распространение данного результата на все явления соответствующей предметной области.
Проблемность
Система научного знания характеризуется тем, что решение какой-то одной проблемы наряду с полученным результатом (положительным или отрицательным ответом на соответствующий вопрос) означает также появление возможности сформулировать новые проблемы; это нередко не менее ценно, чем сам результат. Так что с решением всякой научной проблемы общее число нерешенных проблем, стоящих перед данной наукой, не уменьшается, а возрастает.
Проверяемость
Научные знания представляют собой системы таких утверждений, которые удовлетворяют требованию принципиальной проверяемости. Речь идет, во-первых, о том, что в предполагаемой проверке мы касаемся самого существа того явления, к которому относится проверяемое утверждение. Во-вторых, утверждение признается принципиально проверяемым, если вполне выяснено, как соответствующий опыт (наблюдение, эксперимент, моделирование и др.) можно было бы осуществить. Имея в виду это значение понятия "принципиальный", мы можем в конкретном случае даже и не ставить этот опыт, сберегая тем самым ресурсы (материальные, энергетические, информационные). Например, принципиально проверяемым является сегодня утверждение о том, что возможен пилотируемый полет на Марс; но такой полет требует больших затрат, и потому пока он не состоялся1.
Фальсифицируемость
Есть значение понятия "принципиально проверяемое утверждение" (фальсифицируемость): утверждение должно быть доступным для того, чтобы можно было попытаться его опровергнуть. В самом деле, подтверждение посредством опыта какого-то утверждения обладает хоть какой-нибудь значимостью, только если опыт мог бы его и опровергнуть. А утверждение, которое может быть согласовано с любым исходом опыта и которое вследствие этого, очевидно, нельзя проверить, не является научным.
Критичность
Всякое научное утверждение время от времени - по мере появления новых фактов и построения новых теорий - пересматривается. При этом "пересмотр" вовсе не означает полного "забвения" данного результата. Фактически, дело сводится к уточнению области его применимости. Так, с появлением теории относительности Эйнштейна физическая теория Ньютона не перестала использоваться для объяснения тех случаев движения, когда скорость тел на много порядков меньше скорости света.
Ориентация на практику
Научное знание в той или иной форме ориентировано на практические потребности общества и тесно связано с практикой. Именно практика является основой научного познания и обеспечивает его разнообразными средствами познания. Практика -движущая сила научного познания, влияет на приоритеты научных исследований и определяет их "портфель заказов". 
Мы помним о том, что главный критерий Истины - это ПРАКТИКА.
Что касается стремления к истине, нацеленности научного знания на истинность, то эта черта, как и еще одна черта, объективность, фактически отражена в нашем перечне, хотя и косвенно. Иначе о чем же говорят воспроизводимость, критичность, проверяемость и другие черты? Фактически отражены в перечне также развиваемость, незавершенность, перестраиваемость, или - если воспользоваться терминологией современной неклассической логики - немонотонность научного знания.
Принципиальное отличие различных видов псевдонауки (астрология, экстрасенсорика, сайентология и т.д.) от научного познания состоит в отсутствии у псевдонаучных методов критериев воспроизводимости и принципиальной проверяемости. И невозможность применения на практике. 
1 эксперт согласен
Читаю Ваши посты и рука сама тянется поставить лайк
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 21 мар 2023
Что же тут понимается под "простым человеком"? А "непростой" — это какой?  Непростой, видимо, этот тот, кто и сам справится. То есть, владеет методами проверки. "Простой", выходит, такими методами не владеет. Вот вопрос-то как... Читать далее
В вопросе было "фильтровать" - это и есть ответ  :) "Фильтр" - это достоверные знания, которые человек запоминает, читая качественную учебную, научно-популярную и научную литературу  ;) Когда "новая" для вас информация... Читать далее