Я четвертым измерением называю историю, жизнь в фотографии. Мы часто видим фотографию, технически правильно снятую, красиво обработанную, и объем в ней есть, и композиция... А жизни нет. Пустая картинка.
Что отличает мастера от посредственности? Мастер умеет "вдохнуть" жизнь в фотографию. Как он это делает? Снимает так, что мы сразу можем увидеть историю, маленький отрывок из жизни. Какие-то неуловимые детали заставляют зрителя остановить взгляд и смотреть на фотографию бесконечно.
Если снимок трогает нас до глубины души, если нам хочется его рассматривать, вглядываться, вдумываться - в нем есть четвертое измерение. Даже в пейзаже, в котором нет людей и даже зверей.
Впервые я об этом задумался, когда делал серию статей и интервью с одним очень интересным ученым и художником. Он мне рассказал, как, будучи еще учеником художника, писали они (ученики) портрет. Все у него вроде было отлично: формы, взгляд, объем, композиция. Но чего-то не хватало. Подошел учитель, сделал несколько штрихов - и портрет ожил!