Одно время, много лет назад, приходилось летать в деревню на легендарном авиалайнере Ан-2 "Кукурузник". И один полет запомнился особо.
Сейчас этот "лайнер" наверное только грузы возит и парашютистов поднимает(доводилось мне потом и в этом качестве на нем вылетать), а тогда он возил еще и пассажиров.
Могу сказать так: кто не летал на этом древнем советском биплане хотя бы часовой полет, тот вообще не знает что такое настоящий полет :))) Ритмичный рокот мотора, гуляющий через щели в негерметичной кабине сквознячок, нередко - открытая дверь кабины, через которую можно было наблюдать как пилоты ведут самолет, и постоянные "американские горки": вверх/вниз, крен влево/вправо. Этот аппарат, имеющий 2 крыла и скорость всего 200км/ч даже при хорошей погоде болтало изрядно, так что в кабине всегда стоял неповторимый смешанный аромат авиационного бензина, дезинфекции и … рвоты. Многие пассажиры через некоторое время полета на этом "лайнере" зеленели лицом и расставались с содержимым желудков. Для этого летчики (стюардесс на этом маленьком, всего на 10-12 пассажиров, самолете не предусматривалось) оставляли пачку специальных пакетов со строгим наказом блевать только в них. Но в пакеты попадали не все, и в таком случае летчики сильно ругались, что самолет кабину запачкали.
А вот теперь представьте как на таком самолете выглядела так называемая "болтанка" в хреновую погоду, если на нем и в хорошую многим хреново становилось. И вот в тот запомнившийся полет довелось в такое попасть. Сначала несколько дней пришлось сидеть в аэропорту, т.к. полеты отменяли из-за хреновой погоды. Наконец дождались "окна" хоть сколько-нибудь приемлимой погоды и, с божьей помощью, полетели. Так вот погода на самом деле была хреновая. Болтало нещадно, как на корабле на хорошей волне. Вместо часа с небольшим летели почти 2 часа. Это реактивным лайнерам летающим под 900км/ч малосущественно, какая погода и куда дует ветер, а вот у "кукурузника" время в пути от капризов погоды может зависеть существенно. К приземлению проблевались все и вывалились после посадки из самолета совершенно зеленые. А это была только промежуточная посадка и после получасовой стоянки самолета пришлось лететь еще столько же и по такой же болтанке :))). Могу только сказать, что в пункте назначения, вывалившись из самолета просто упал на траву рядом с ним и наверно десяток-другой минут просто лежал под крылом приходя в себя, и рядом валялись почти все пассажиры этого рейса.(аэропорты в деревнях не бетонные, обычно просто лужайка с укатанной грунтовой полосой, и избушка-"аэровокзал" рядом с полем) Там по-моему даже пилотам под конец поплохело :) .
Еще в другом полете помню случай когда на посадке двигатель чихнул и заглох, и Ан-2 уже без двигателя в полной тишине в которой слышно было только свист ветра просто спланировал и треснулся заметно сильнее обычного об полосу, остановившись в самом конце полосы, после чего всех высадили и предложили топать прямо от полосы в здание аэропорта. На возмущение пассажиров летчики ответили просто: "Благодарите Бога что вообще не убились".
Так что после опыта тех давнишних полетов на куркурзнике всегда с улыбкой выслушиваю жалобы знакомых, которые рассказывают как тяжело им было лететь на реактивном Боинге/Эйрбасе :))