О Кабо Абэ и его экзистенциализме, мне кажется, я уже писала.
Хочется вернуться к японскому средневековью, именно оттуда тянутся нити особенностей японского искусства, которое не терпит торопливости и бездумного скольжения по поверхности. Само творчество и его последующее восприятие, согласно японской эстетике, - нерасторжимое единство. Прекрасное создание (любого вида искусства) раскрывается не каждому – только тому, кто способен к сотворчеству.
Много веков назад в Киото (тогда он назывался Хэйан и был столицей Японии) женщина по имени Сэй- Сёнагон получила в подарок кипу хорошей бумаги – очень дорогой по тем временам подарок. На этой бумаге она стала вести свои записки, превратившие дорогой подарок в драгоценность, сокровище из глубины веков.
«Эту книгу замет обо всём, что прошло перед моими глазами и волновало моё сердце, я написала в тишине и уединении моего дома <…> я пишу для собственного удовольствия всё, что приходит мне в голову.»
«Записки у изголовья» (по-японски «Макура-но соси») – название тетради для личных замет и сами эти заметы, которые хранились в выдвижном ящичке твёрдого японского изголовья, дало название самому произведению.
«Записки у изголовья» - это не дневник, не летопись, не исповедь, не приглушённый разговор сам с собой… Скорее, обращение к читателю, вне общения с ним эти записки не имели бы смысла, как мост доведённый до середины реки и так и не соединивший два берега.
Своему читателю Сэй-Сёнагон предлагает рассмотреть окружающий мир, разделить с ней радость созерцания прекрасного.
«В третий день третьей луны солнце светло и спокойно сияет в ясном небе. Начинают раскрываться цветы на персиковых деревьях. Ивы в эту пору невыразимо хороши. Почки на них словно тугие коконы шелкопряда. Но распустятся листья – и конец очарованью. До чего же прекрасна длинная ветка цветущей вишни в большой вазе…»
Много в «Записках у изголовья» психологических этюдов, где снова и снова повторяется и варьируется на разные лады приглушённый лейтмотив недолговечности счастья, неотвратимой беды и людской несправедливости.
«То, что дорого как воспоминание. В тоскливый день, когда льют дожди, неожиданно найдёшь старое письмо от того, кто когда-то был тебе дорог»
Передо мной издание 1975 года, а вчера открывала в интернете современное здание 2022 (издательство не буду называть). Бросилось в глаза неоправданное сокращение, почти в половину. для ознакомления, может и достаточно, но несправедливо как-то…
Книга «Записки у изголовья» - оказала огромное влияние на японскую литературу и получила мировую известность.