Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Юрист, живу в США, автор телеграм-канала...  · 22 дек 2021

Про дело Владислава Клюшина

Итак, про дело Владислава Клюшина, который был экстрадирован из Швейцарии в США и, как сообщают многие СМИ, обвиняется в инсайдерской торговле.
При том, что суть обвинения это инсайдерская торговля, формально Клюшину предъявлено три обвинения:
  • заговор с целью получения незаконного доступа к компьютерной информации
  • мошенничество, совершенное посредством средств связи
  • обход правил торговли ценными бумагами с использованием манипулятивных устройств.
Так же нужно сказать, что и дел два: уголовное и гражданское. Последнее подано в суд Комиссией по ценным бумагам США, которая просит суд признать действия обвиняемых незаконными и взыскать с них все, что было нажито непосильным трудом плюс штрафные санкции.
Схема мошенничества была простой: обвиняемые получали доступ к данным с отчетностью публичных компаний в тот момент, когда отчетность уже была сдана регулятору или вендору регулятора, но еще не опубликована. Как только было ясно, что будущая отчетность хорошая, покупались акции компании, после опубликования отчетности акции росли в цене и обвиняемые их продавали (или играли на понижение, если отчетность плохая). Для торговли акциями использовались брокерские и банковские счета по всему миру. Выручка от таких операций за день составляла десятки тысяч долларов, а в целом обвинение считает, что таким образом было заработано более 80 млн. долларов.
В тексте обвинения агент ФБР говорит, что информация, необходимая для доказательства вины, получена через санкционированные судом ордера на обыски, то есть предположение, что американцы взломали почту Клюшина, чтобы узнать, что он едет в Швейцарию, мне кажутся неверными: ФБР просто получило ордер и спокойно читало переписку. Даже если это была почта на российских серверах, для поездки в Швейцарию нужно много коммуникаций, часть которых все равно будет происходить через американские IT компании. Но ордера на обыск будут доступны защите, и скоро мы увидим: если защита и российские чиновники будут скромно молчать про ордера, то мое предположение верно. Если со стороны защиты будут попытки признать полученные на основании ордеров доказательства незаконными, это будет гораздо интереснее.
В любом случае уровень осведомленности ФБР о действиях обвиняемых поражает.
Какие же доказательства есть у ФБР? По всему обвинению показан паттерн: взлом аккаунта-доступ к данным эмитента- покупка акций эмитента до публикации отчетности. Конечно, это могло быть простым совпадением или гениальным предвидением, если бы не другие доказательства:
  • IP адреса, с которых происходили атаки и регистрировались домены и почтовые ящики
  • данные местоположения некоторых из обвиняемых, сделанные на основе информации от Facebook
  • информация из некоторых приложений, которые использовались для купли-продажи акций
  • агент ФБР ссылается на некие фотографии, которые были во владении обвиняемых (с каких устройств получены фотографии непонятно, кроме скриншотов мобильных телефонов имеются фото откуда-то извне ноутбуков и телефонов. Смешно, но несколько раз сказано, что на фото видно как бумажка с символикой Российского олимпийского комитета закрывает камеру компьютера). На этих фото видны как сами обвиняемые, так и документы на их компьютерах, включая отчетность и пресс-релизы до публикации, а так же документы на столе
  • переписка по электронной почте (например ФБР ссылается на переписку двух из пяти обвиняемых с банком для открытия совместного счета). Периодически упоминается данные переписки, полученные в скриншотах телефона.
  • переписка в неназванном мессенджере, где обвиняемые неоднократно обсуждают свои действия
В общем, политической подоплеки я тут не вижу, а дело обещает быть интересным.
Выборы в сша+3