Когда я училась в университете мне было интересно все на свете: научиться водить машину, выучить английский, пойти на танцы, курсы фотографии, написать стихи, влюбиться, разлюбиться и черт знает что ещё. А самое удивительное: мне на все это хватало энергии! Но мне не всегда хватало сил и интереса довести все это до логического завершения.
Долгое время я думала, что я - просто напросто слабовольное существо, которое постоянно бросает начатое и ничего не может с этим поделать. Я думала так, пока случайно не посмотрела видео с конференции TED, где выступала Эмили Вапник с темой про мультипотенциалов.
Видео TED с выступлением Эмили ВапникЗа время выступления и этого короткого видео моя парадигма мышления перевернулась с ног на голову: я - мультипотенциал??? Так вот что это такое! Когда тянет в разные стороны, одинаково интересны такие школьные предметы, как математика, физика и литература! Находка! Просто мне много всего интересно и многое из этого у меня получается.
Я осознала, что мне действительно нравится все новое, креативное, необычное. Сферы на стыке разных инетересов всегда помогали мне найти нетривиальные решения каких-либо задач. Например, на последнем курсе института (а училась я на инженера-строителя, на минуточку), я решила сделать своему другу подарок: напечатать ему мини-сборник своих стихов. Сейчас мне кажется это ерундой, но тогда, восемь лет назад это казалось просто нереально важным делом. Я открыла AutoCad, разлиновала страницы, продумала, как буду сшивать листы и всю ночь занималась набором текста, версткой и предпечатной подготовкой. К утру сборник был готов и я была невероятно рада результату. С тех пор я поняла, что для меня конечно важен творческий процесс, но еще более важно - увидеть результат процесса и почувствовать удовлетворение.
Не так давно я проанализировала и поняла, почему не могу работать только с документооборотом, например. Мне скучно, я не вижу результата, нет драйва, нет кайфа от конечного результата. В конце концов - мне нечего подержать в руках, так ради чего тогда процесс?
Так вот, оказалось, что для гармоничной работы мультипотенциалов - людей с разными гранями личности талантов и увлечений есть разные виды подходов к деятельности:
- Подход "группового объятия";
- "Слеш-подход";
- "Подход Эйнштейна";
- "Подход феникса".
Для каждого из подходов автор дает так же несколько стратегий - как именно этот подход вы можете применить в своей деятельности. Я коротко перескажу суть каждого из подходовов, но про стратегии вы можете почитать сами в книге, если я вас заинтересовала.
Подход "группового объятия" заключается в том, что вы действуете и работаете в рамках одной работы или бизнеса, которые позволяют вам переключаться между разными гранями вашей работы. Как коробка передач в машине: система одна, но есть разные скорости - каждая из которых в нашей метафоре - это разный вид деятельности в рамках одной профессии. Например, я инженер-строитель, но работая в одной организации, я могу быть одновременно: сметчиком, инженером ПТО, проектировщиком, экспертом, технадзором. Кем захочу по сути. Подумайте, может быть в вашем бизнесе или вашей сфере тоже можно переключаться между разными гранями в рамках одной сферы деятельности?
"Слеш-подход" или "портфолио- карьера" заключается в том, что вы работаете на одной, двух или более работах с частичной занятостью (или у вас несколько бизнесов с частичной занятостью), между которыми вы переключаетесь. Например, одна моя знакомая работает в разных местах: фитнес-тренером по утрам и вечерам, физио-терапевтом для особенных деток днем, а так же имеет свою частную практику по работе с особенными детками. Такой подход можно называть слеш-подходом.
"Подход Эйнштейна" - самый близкий из всех подходов для тех, кто работает в офисе постоянно. Этот подход заключается в том, что у вас есть одна постоянная работа, которая обеспечивает вас и при этом оставляет достаточно энергии и пространства в вашей жизни для других увлечений и интересов, на которых вы не зарабатываете, но очень любите (конный спорт, сочинять стихи итд).
"Подход феникса" - тут название говорит само за себя. Таким подходом называется смена карьерного пути спустя несколько лет упорной работы в одном направлении, а затем резкой смены курса на другое направление, которое стало для вас наиболее интересным.
Все мы понимаем, что подходов может быть гораздо больше, ведь мультипотенциалы не привыкли жить по шаблону, нам нужно постоянно что-то "миксовать" и придумывать. Поэтому эти четыре подхода можно рассматривать как идеи или способы гармоничной реализации мультипотенциала.
Я несколько лет живу внутри с этой идеей и она не перестает мне нравиться. Я обожаю знакомиться с новыми людьми (и это не смотря на то, что я стопроцентный интроверт!) и видеть в этих людях огромный творческий потенциал.
Так, например, один мой знакомый по имени Влад работал много лет в эксплуатации инженерных сетей бизнес-центра, а параллельно с этим делал ремни из велопокрышек. Потом он закрыл историю с покрышками, еще позже он уволился из бизнес-центра и ушел на фриланс. Занимался ремонтом велосипедов. А сейчас этот парень - тревел-блогер, который едет из Нижнего Новгорода во Владивосток на своем собственном велосипеде и думаю, что он очень счастлив. Вы можете найти его тут:
Влад Повеликин Inst ,
Влад в TikTok ,
Влад в VK ,
Влад о себе Так вот, давайте посмотрим: пока Влад работал в найме и делал ремни (еще не получая пока выручки) - это был подход Эйнштейна, затем, когда ремни начали продаваться это был "слеш-подход", после, когда Влад уволился и ушел на фриланс (чем он там только не занимался) - это был подход "группового объятия", ну а когда Влад стал тревел-блогером, то это на лицо - "подход феникса". Удачи, Влад! (Очень хочу, чтобы у тебя все получилось).
Но это только одна история. Подумайте, как часто вы обращаете внимание на свои увлечения: кто-то любит вязать, кто-то любит помогать другим, кто-то любит общаться и выгуливать собак. Но никто не думает, что то, что нам нравится - это и есть то, чем мы действительно хотели бы заниматься и зарабатывать на жизнь.
Мы все - мультипотенциалы.
Надо только немножко оглянуться по сторонам и посмотреть вглубь себя.