Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Планирование профессиональной карьеры для...  · 19 нояб 2021

Как работает профконсультант, занимающийся планированием профессиональной карьеры?

Есть профориентация - это система сопровождения профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение может выстраиваться стихийным образом, а может сопровождаться на основе научного знания и профконсультационных технологий. Планирование профессиональной карьеры предполагает консультирование на основе определенной теоретической модели профессионального самоопределения и тестовых технологий. Базовые идеи сформулированы академиком Е.А. Климовым, отцом советской профориентации и профконсультации в частности. Западная школа профконсультации исходит из концепции выявления различных профессионально важных качеств индивида, интеллекта и потом выявления их статистической связи с характеристиками личности и индивидуальности профессионала. Например Джим Баррет сделал такую систему профессионального самоопределения на основе системы тестов на интеллект. Например инженер должен иметь высокие показатели по тестам - фигурный тест + числовой тест + тест на пространственное распознавание + тест 3 проекциии. Агроном - числовой тест + пространственное распознавание. Аналитик компьютерных систем - фигурный тест + последовательности.
Концепция планирования профессиональной карьеры Е.А. Климова основана на другом подходе. Е.А. Климов основывает свой подход на основе теории своего учителя В.С. Мерлина, которую он изложил в книге "Очерк интегрального исследования индивидуальности". В кратком изложении суть подхода состоит в следующем - психика выстроена иерархически и иерархически более высокие уровни, управляют иерархически более низкими уровнями. Есть еще один важный аспект - при переходе на следующий иерархический уровень, там появляются качества и характеристике, не являющиеся суммой качеств, а качества иерархически более высокого уровня. Проще говоря - на каждом следующем иерархическом уровне, появляются качества и характеристики индивидуальности, никак не следующие из суммы характеристик иерархически более низкого уровня. Иерархия индивидуальности по Мерлину - генетический уровень + уровень характера + уровень личности + Я + сверх Я. Личность не является просто суммой нижележащих характеристик индивидуальности. На уровне личности появляются качественно новые характеристики индивидуальности и в силу этого уровень личности может влиять на проявления нижележащих качеств индивидуальности. Профнаправленность - это одна из таких личностных характеристик индивидуальности.
ДДО (дифференциальный диагностический опросник Е.А. Климова), как раз и выявляет такой системообразующий фактор.
Исходя из диагностической концепции Мерлина-Климова, планирование профессиональной карьеры я осуществляю исходя из следующих базовых принципов:
1. Использование иерархически выстроенной батареи тестов;
2. Ключевое значение в планировании карьеры имеет профессиональная направленность, как характеристика личностного уровня;
3. Варианты профессиональной самореализации имеют многоуровневую, иерархически выстроенную разветвленную структуру;
4. Какие варианты профессиональнрой самореализации и на каком уровне будут актуализированы зависит от ситуации на рынке труда;
5. Ключевым фактором в самоопределении и реализации профессионального потенциала - является тип личности. Самореализация профессионального и личностного потенциала возможна только в команде, трудовом коллективе именно индивидуальность, личность определяет место и роль в команде, конкурентоспособность;
6. Сам процесс самореализации имеет многоэтапный характер, может меняться при изменении среды самореализации;
7. Ключевое значение в самореализации личностной и профессиональной имеет формирование индивидуального стиля деятельности.
Какие тесты включены в батарею тестов, используемой при планировании профессиональнйо карьеры?
1. Тест на тип межполушарной асимметрии - генетически заложенная интеллектуальная стратегия;
2. Тип темперамента - динамика деятельности;
3. Для школьников - тип профильных классов с учетом учебной направленности;
4. Варианты подходящих профессий с учетом профнаправленности;
5. Варианты профилей профессиональной подготовки с учетом профнаправленности;
6. Соционический тип личности в профконсультационной модификации;
7. Подходящий тип карьеры, ключевая способность с учетом профессиональной и карьерной направленности.
Это базовая система тестов в планировани профессиональной карьеры. Есть еще специализированные - например "Формула профессии", которая расписывает во всех деталях на 10-15 лет вперед все возможные варианты профессиональной карьеры, есть специальные тесты для безработных по личностной и профессиональной переориентации на рынке труда, конкретно для профсамоопределения будущих ученых, инженеров, медиков...
Карьера+1
Сейчас существует еще сотни разных технологий интерактивного взаимодействия карьерного консультанта и клиента... Читать дальше
@Саломэ Евгения, Важно понимать, что есть карьерные консультанты - они о карьере, ее технологии, о человеке, как шестеренке в организации. Есть практически вымершая профессия - профконсультант - это о личностной, профессиональной и интеллектуальной самореализации. Связь есть, но между внешним и внутренним. Внутри все очень сложно, многомерно, а внешний мир склонен к стандартизации и унификации ради управляемости и эффективности системы. Чем хорош карьерист? Он верит, что если он будет как белка быстро-быстро бежать, он далеко убежит по карьерной лестнице. Но от своего предназначения далеко не убежишь. Профнаправленность, тип личности сильнее технологий построения карьеры.
Профориентация- это здорово! Вот только извлечь практическую пользу из нее не просто. Ни мне, ни членам моей семьи профориентация не помогла. Множество людей уходят из уже привычной области деятельности в неизведанное, хотя их вреде тоже тестировали. Боюсь, рядовой консультант не поймёт человека лучше, чем он сам себя знает.
Есть такой портал - Поступи онлайн. Там что-то за деньги и немалые, а что-то при регистрации на нем бесплатно. Там можно найти тесты для выбора профессии, описания профессий, все учебные заведения, специальности, где работают, как строят карьеру, сколько зарабатывают.
Я рекомендую начать с бесплатных тестов онлайн - https://www.profguide.io/test/category/proforient/
Важно определить свой соционический тип личности - лучше использовать цифровой профориентационный тест.
Главное слово этого мира - КОНКУРЕНЦИЯ.  Для самореализации необходимо рабочее место, которое может стоить от десятков тысяч, до десятков миллионов у генетика и миллиардов у физика ядерщика. Вся инфрастуктура для работы программиста  тоже стоит сотни миллионов, просто большую часть своего рабочего места за монитором ноутбука вы не видите. Государство или компания даст оборудование и ресурсы, если увидит, что вы можете дать результат и вы конкурентоспособный работник. Конкурентоспособен не тот, кто имеет больше дипломов, самый целеустремленный, старательный и работоспособный, а тот кто дает результат (проданный товар, продукт, услуга) с минимум затрат сил, времени, денег и ресурсов. А для этого вы должны найти свое место в команде и работа должна соответствовать профнаправленности и типу личности. Труд не предполагает счастья и радости в отличие от отдыха и хобби, но человек должен быть на своем месте и заниматься своим делом. Но есть в современном мире проблема - мы живем в быстроменяющемся мире и в нем надо быть готовым к тому, чтобы от 7 до 30 раз сменить профессию. Профессии меняются, некоторые исчезают, появляются новые. Поэтому важно поизучать Атлас профессий будущего -https://atlas100.ru/catalog/
И кстати нельзя бросать учебу в школе и профессиональном учебном заведении, даже если вы себя считаете умнее преподавателей (может и так). Вы думаете государство на ваше обучение тратит сотни тысяч зачем? Оно инвестирует в ваши мозги. Чем сложнее в ходе обучения в мозгу формируются нейронные связи, чем выше их иерархический уровень, тем выше ваши возможности решать любые проблемы в том числе и профессиональные и не по диплому.
Я планирую карьеры детям наукограда, но эту работу нельзя организовать онлайн.  ГЛАВНОЕ - люди всегда выбирают те варианты  самореализации, которые соответствуют их профнаправленности. Самые ценные профессионалы, которые системно реализуют свои способности. Беспилотники + авиация + игры + программирование + авиаинженер - это классическая деятельность в авиации. На каких то этапах вы можете делать беспилотники, на каком то авиасимуляторы, на каком то беспилотные истребители или просто аэротакси. Важно помнить, что что то масштабное можно сделать только в командах, индивидуальный профессионализм и таланты особой ценности не имеют.