Есть профориентация - это система сопровождения профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение может выстраиваться стихийным образом, а может сопровождаться на основе научного знания и профконсультационных технологий. Планирование профессиональной карьеры предполагает консультирование на основе определенной теоретической модели профессионального самоопределения и тестовых технологий. Базовые идеи сформулированы академиком Е.А. Климовым, отцом советской профориентации и профконсультации в частности. Западная школа профконсультации исходит из концепции выявления различных профессионально важных качеств индивида, интеллекта и потом выявления их статистической связи с характеристиками личности и индивидуальности профессионала. Например Джим Баррет сделал такую систему профессионального самоопределения на основе системы тестов на интеллект. Например инженер должен иметь высокие показатели по тестам - фигурный тест + числовой тест + тест на пространственное распознавание + тест 3 проекциии. Агроном - числовой тест + пространственное распознавание. Аналитик компьютерных систем - фигурный тест + последовательности.
Концепция планирования профессиональной карьеры Е.А. Климова основана на другом подходе. Е.А. Климов основывает свой подход на основе теории своего учителя В.С. Мерлина, которую он изложил в книге "Очерк интегрального исследования индивидуальности". В кратком изложении суть подхода состоит в следующем - психика выстроена иерархически и иерархически более высокие уровни, управляют иерархически более низкими уровнями. Есть еще один важный аспект - при переходе на следующий иерархический уровень, там появляются качества и характеристике, не являющиеся суммой качеств, а качества иерархически более высокого уровня. Проще говоря - на каждом следующем иерархическом уровне, появляются качества и характеристики индивидуальности, никак не следующие из суммы характеристик иерархически более низкого уровня. Иерархия индивидуальности по Мерлину - генетический уровень + уровень характера + уровень личности + Я + сверх Я. Личность не является просто суммой нижележащих характеристик индивидуальности. На уровне личности появляются качественно новые характеристики индивидуальности и в силу этого уровень личности может влиять на проявления нижележащих качеств индивидуальности. Профнаправленность - это одна из таких личностных характеристик индивидуальности.
ДДО (дифференциальный диагностический опросник Е.А. Климова), как раз и выявляет такой системообразующий фактор.
Исходя из диагностической концепции Мерлина-Климова, планирование профессиональной карьеры я осуществляю исходя из следующих базовых принципов:
1. Использование иерархически выстроенной батареи тестов;
2. Ключевое значение в планировании карьеры имеет профессиональная направленность, как характеристика личностного уровня;
3. Варианты профессиональной самореализации имеют многоуровневую, иерархически выстроенную разветвленную структуру;
4. Какие варианты профессиональнрой самореализации и на каком уровне будут актуализированы зависит от ситуации на рынке труда;
5. Ключевым фактором в самоопределении и реализации профессионального потенциала - является тип личности. Самореализация профессионального и личностного потенциала возможна только в команде, трудовом коллективе именно индивидуальность, личность определяет место и роль в команде, конкурентоспособность;
6. Сам процесс самореализации имеет многоэтапный характер, может меняться при изменении среды самореализации;
7. Ключевое значение в самореализации личностной и профессиональной имеет формирование индивидуального стиля деятельности.
Какие тесты включены в батарею тестов, используемой при планировании профессиональнйо карьеры?
1. Тест на тип межполушарной асимметрии - генетически заложенная интеллектуальная стратегия;
2. Тип темперамента - динамика деятельности;
3. Для школьников - тип профильных классов с учетом учебной направленности;
4. Варианты подходящих профессий с учетом профнаправленности;
5. Варианты профилей профессиональной подготовки с учетом профнаправленности;
6. Соционический тип личности в профконсультационной модификации;
7. Подходящий тип карьеры, ключевая способность с учетом профессиональной и карьерной направленности.
Это базовая система тестов в планировани профессиональной карьеры. Есть еще специализированные - например "Формула профессии", которая расписывает во всех деталях на 10-15 лет вперед все возможные варианты профессиональной карьеры, есть специальные тесты для безработных по личностной и профессиональной переориентации на рынке труда, конкретно для профсамоопределения будущих ученых, инженеров, медиков...