Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Русская Православная Церковь. Вера. Понемногу об...  · 27 июн 2023

ИИСУС ХРИСТОС — ЧЕЛОВЕК

Недавно один неравнодушный брат потребовал предоставить «официальное мнение Церкви» о том, сколько же,  всё-таки, лет Мирозданию.
Но речь пойдет не об этом, потому что  7’000 лет Мирозданию, 700’000 лет или 700’000’000 лет, это никак не  относится к той теме, которой занимается Церковь, к теме спасения души.
Если тема возраста Мироздания вам интересна, мы также можем сделать по этому поводу отдельный пост – и развернуть дискуссию.
К своим вопросам наш дорогой брат присовокупил некоторые из Соборных  постановлений, что натолкнуло на мысль – задуматься: а по КАКИМ  наиважнейшим поводам собирались Вселенские Соборы?
Ведь эпоха первого тысячелетия христианства – это эпоха Вселенских Соборов.
Какой наиболее важный вопрос разбирался на них, ради чего, в основном, эти Соборы были собраны?
Вы будете удивлены, но тема первого тысячелетия – это тема ЧЕЛОВЕЧНОСТИ Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Если лейтмотив 2-го тысячелетия можно назвать так: «А был ли Иисус Христос Богом?»
То лейтмотив 1-го Тысячелетия: «А был ли Иисус Христос Человеком?»
Давайте, посмотрим на этот вопрос через призму всех связанных с этим наиважнейшим догматическим вопросом ересей.
Все знают, если ребенку подарить игрушку, допустим, машинку, он первым делом ее разберет.
Потом вновь соберет. Результат этой операции известен всем: остается несколько лишних деталей.
К сожалению, к Евангелию у человечества совершенно такое же отношение.
Евангелие – это «интересная игрушка», каждому удобно ее покрутить,  после чего остаются лишние детали, лишние домыслы, лишние сюжеты и пр.
Богословие как раз и нужно для того, чтобы защитить «права Бога» в мире человеческого своеволия.
Сохранить апостольско-евангельскую целостность.
Христос – Человек. 
И христианство всегда на этом настаивало. 
Более того. Наибольшую настойчивость, эмоциональные акценты, даже некую  «горячность» апостольская проповедь принимает тогда, когда апостолы  говорят о Христе, как о Человеке.
Вспомним, хотя бы, слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего ВО ПЛОТИ, от Бога есть. И всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но есть дух антихристов»  (1 Ин. 4:2-3).
Для апостолов важнейшая точка усилий – это тезис о том, что Христос – это Человек.
Это то, что очень трудно было воспринять языческому сознанию: что  Божество может воспринять Человечество - и не растворить его в Себе (что  Божество может прикоснуться к Человеку, и человечество не исчезнет, не  будет аннигилировано).
Итак, все споры с еретиками 1-го тысячелетия – это споры о человечности Христа. 
О полноте Его Человечности.
Вспомним, вкратце, основные ереси:
1-я ересь (I-й век) – докетизм, от греческого слова «казаться», «кажусь». 
Суть ереси: «Христос просто принял облик человека, чтобы Ему было легче  разговаривать с нами, т.е. Он лишь казался человеком. Но не был им».
2-я ересь (II-й век) – гностицизм («тайное знание, скрытое от непосвященных»).
Суть ереси: «Призрачность тела Христа. Был человек – Иисус. И был Бог –  Христос. Который на время пользовался телом Иисуса. Пользовался им для  общения с нами. А когда пришла пора, Христос «улетел», а Иисус остался  умирать. Но это нас не касается, это было с человеком Иисусом, а  Христос, конечно же, не страдал».
3-я ересь (III-й век) – Оригена Александрийского (кстати, автора термина «Богочеловек»).
Суть ереси: «Когда мы воскреснем, мы придем в Царство Божие, и органы  для продолжения рода там не нужны. Там же всё духовное! И зубы, чтобы  есть мясо и грызть яблоки, тоже там не нужны. Там же мы будем питаться  Духом, зачем нам там кишки и прочие органы и остальное?»
Но уже в  том же III-м веке святитель Мефодий Олимпийский и блаженный Иероним в  IV-м веке возражали: «давайте посмотри на Гроб Господень – ЧТО там  осталось? Какие останки? Ничего. ВСЁ воскресил Христос, всецело  воспринял ВСЕГО человека, всего восстановил, всего воскресил».
ВАЖНО: именно со времен Оригена возникла идея умаления человека, попытка  найти в человеке что-то такое гнусненькое, лишнее, что не нужно и  неважно Богу. Что недостойно Христа…
4-я ерейсь (IV-й век) – Аполлинарий Лаодикийский (противник Ария, но предшественник монофизитства).
Суть ереси: «У Христа человеческое тело было, а человеческой души не  было. Зачем Ему наш человеческий умишко, если у Него был Логос Божественный? Ведь от заблуждений нашего ума все грехи-то и происходят».
Григорий Богослов тогда же говорил: «Как называется существо, у  которого тело есть, а души нет? Обезьяна? Т.е. Бог вообезьянился, а не  вочеловечился?…  Да, грех действительно рождается в душе, в ее уме,  значит, ТЕМ БОЛЕЕ душа и ум должны быть освящены и преображены Христом! А  чтобы это сделать, необходимо их воспринять!»
И здесь рождается…
ВЕЛИКАЯ ФОРМУЛА ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ:
«Что не воспринято - то не уврачевано».
(т.е. что из человеческого состава не воспринято Христом, то нам не  возвращено в исцеленном виде и, значит, эта часть нашей жизни осталась  искалеченной, инвалидной, а такого нет).
5-я ересь (V-й век) – Монофизиты. 
Суть ереси: «У Христа человеческая природа была некоей «тенью», которая  растворилась в Божестве. Во время Рождества эта плоть, эта человеческая  природа Христа растворилась в Основе…»
6-я и 7-я ересь – Монофилиты и Моноэнергисты.
Моноэнергисты, суть ереси: «Ладно, согласны, тело и душа человеческие Христа были. Но они не действовали («энергия» есть «действие»), никаких  действий Его душа и тело не порождали, Он просто носил их повсюду…» 
Что же, это за зомби получается? Он Сам ничего не делает, Его только влекут повсюду…
Монофилиты, суть ереси: «Да, согласны, есть у Христа человеческое тело,  душа, они даже действуют, но своей человеческой воли у Христа не было».
Понадобился гений преподобного Максима Исповедника, чтобы 6-й  Вселенский Собор (он же Третий Константинопольский, он же Трулльский,  680-681 гг.) осудил эти ереси.
8-я ересь – Иконоборчество. 
Суть ереси: «Ладно, был Христос, и Он был человеком. Но это было давно. А с тех пор, как Он воскрес, Он весь такой сияющий, такой Солнечный,  поэтому иконы писать нельзя, потому что Его человечность после  Воскресения вся поглощена Божественным Светом».
Такова, дорогие братья и сестры, основная догматическая полемика 1-го тысячелетия.
Повторюсь – не было сомнений в Божественности Христа (только у иудеев, конечно, но в христианском мире – не было).
Сомнения вызывало: Человек ли Он??? (уж очень это не вязалось с теми  представлениями, которые оставила в человеческом сознании античная  языческая философия).
Закончить это непростое повествование мне  хотелось бы наиважнейшим Догматом 4-го Вселенского Собора (Халкидонский  собор, 451 г., который был созван, в основном, против ереси монофизитства).
Итак, знаменитый Халкидонский Догмат гласит:
ВО ХРИСТЕ БОГ И ЧЕЛОВЕК СОЕДИНИЛИСЬ
- Неразлучно (раз и навсегда).
- Неслитно (человеческое не растворилось в Божественном), вспомним  основы восточной и индийской мистики: атман растворяется в брахмане, как  капля в море, искра теряется в потоках солнечного света… а здесь – всё  совсем не так.
- Неизменно (в смысле – человек полностью воспринят Богом, а не какая-то его часть).
- Нераздельно (разделять нельзя, это Единый Субъект и божественной, и человеческой воли и действий во Христе, Единая  Личность при разности Природ).
КЛЮЧЕВАЯ ФОРМУЛА ПОНИМАНИЯ ХРИСТА 
(по Григорию Богослову):
«Не переставая быть Тем, чем Он был, Он стал Тем, чем Он не был».
(т.е. не переставая быть Богом, Которым Он был еще до рождества Своего, Он стал Человеком).
В понимании язычников (в т.ч. и рериховцев, и теософов, и многих других), Христос –  это человек, который, совершенствуясь, достиг божественного стата (т.н.  «Христология снизу вверх»), а в Православном понимании Христос – это  Бог, Который стал Человеком.
В православном понимании путь Христа – это не путь роста от земли на Небо, а путь нисхождения от Неба к земле.
Он ВСЕГДА был Богом, а 2000 с лишним лет назад Он кроме этого стал еще и Человеком.
Не переставая быть Тем, чем Он был, Он стал Тем, чем Он не был.
Аминь.