Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
По образованию инженер. начальник отдела в одном...  · 10 мая 2023

О сюрреализме коротко, просто и понятно

Сюрреализм (фр. surrealisme - сверхреализм) – художественное направление в мировом искусстве первой половины XX века. Зародившись в недрах дадаизма, сюрреализм унаследовал его антиобщественный пафос и стремление к ниспровержению эстетических идеалов классического искусства прошлых веков. Участники движения не ставили перед собой целью создание ещё одного течения, а мыслили глобально: осуществить революционный переворот в сознании, распространить своё влияние на все виды творческой деятельности и мышления.
Сюрреализм возник как литературное движение, программа которого разрабатывалась в издаваемых объединением журналах «Литература» (1919-1924) и «Сюрреалистическая революция» (1924-1929).
Идейным лидером и вдохновителем нового направления был поэт Андре Брето́н, автор первого «Манифеста сюрреализма» (1924), в котором были сформулированы основы сюрреализма: мечта, чудесное, бессознательное, «безумная любовь», свобода, революция. Опираясь на психоанализ Зигмунда Фрейда и философию интуитиви́зма Анри Бергсона, сюрреалисты провозгласили источником искусства сферу подсознания, проявляющую себя в грезах, сновидения, галлюцинациях, автоматических инстинктах, неожиданных озарениях.
Довольно быстро сюрреализм вовлёк в свою орбиту множество художников самых разных эстетических устремлений. Чтобы постичь глубины подсознания, творящего сверхреальность, художники, отталкиваясь от основного приёма сюрреализма – «психического автоматизма», изобретали различные виды спонтанного формопорождения. Такие, как декалькомания (техника, при которой на лист бумаги с краской накладывался и прижимался другой лист), фроттаж (техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа с помощью графита) и др.
С самого начала в сюрреализме наметилось два направления:
Первое направление, представленное М. Эрнстом, А. Массоном, X. Миро, основывалось на приоритете бессознательного в творческом процессе: их живопись наполнена свободно текущими образами и формами, порой переходящими в чистую абстракцию.
Второе направление (творчество С. Дали, Р. Магритта, П. Дельво) отличалось стремлением с фотографической точностью, правдоподобием воспроизвести ирреальный образ, возникающий в подсознании. Для их работ характерна гладкая, тщательная, близкая к академической, фигуративная манера письма, с помощью которой создаётся невозможный в действительности образ. На картинах предстают растекающиеся твердые предметы, плотные объекты приобретают прозрачность, формы сплетаются, перекручиваются и выворачиваются, происходит расслоение конфигураций на несколько изображений и соединение несовместимых образов, которые поглощают зрителя, втягивают его в игру обмана и неразрешимых загадок.
Фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм и изменчивость образов - общие особенности искусства сюрреализма.
Сюрреализм как художественное течение более полувека доминировал в мировом искусстве, определяя облик художественной действительности. Возникнув во Франции, он довольно быстро шагнул за её пределы, завоевав Европу, а во время Второй Мировой войны, перекинувшись за океан, распространился в США и странах Латинской Америки.
Сюрреализму понадобилось совсем немного времени, чтобы восторжествовать практически во всех областях культурной жизни, навсегда изменив мировое общественное сознание. Став наследником идей символизма, дадаизма, метафизической живописи, сюрреализм творчески осмыслил их открытия и дал толчок к появлению и развитию новых направлений в мировом искусстве:
- магический реализм,
- фантастический реализм,
- абстрактный экспрессионизм,
- поп-арт.
А также хэппенинг, перформанс и концептуальное искусство.
И это по вашему "коротко, просто и понятно"? "Сюр"- это "протуберанец" из общего тела искусства, один из многих и... Читать дальше
@Варфоломей Суздальцев, Вы меня приятно удивили. Дело в том, что Павел Филонов - один из моих самых любимых художников - авангардистов. Правда, судьба у него печальная, - он умер в блокадном Ленинграде от голода.
В написанном мною более пяти лет назад сказочном повествовании "Эра Справедливости", в главе "О Санкт- Петербурге", когда Герой повествования говорит о возвращении к жизни жертв блокады, он особо упоминает о Павле Филонове, о том, что будет очень рад его возвращению к жизни, что не сомневается в том, что мы увидим ещё не одно творение этого замечательного художника.
Что касается развития вновь появляющихся стилей в искусстве (искусстве в широком смысле этого слова), то там действительно бывает разное: и резонанс, и разнос.
А моя статья, которую я назвал так, как назвал, написана с максимально возможными упрощениями, чтобы, прочитав её, даже человек, впервые услышавший само слово сюрреализм, понял, о чём идёт речь. Но это, вместе с тем, не школьный букварь, поэтому читателю надо обладать определённым уровнем интеллекта и худо-бедно разбираться в искусстве.
С уважением!
Сейчас, по прочтении вашей реплики на мой комментарий, я задумался о Филонове - был-ли он "правильным" сюрреалистом вообще? Нашел в поисковике определения на предложенные вами "декалькоманию", "автоматическое письмо" и "фроттаж". Подвигло на "освежение" моей головы, не воспоминание этих терминов - я их и раньше не знал, и признаюсь вам, я облегченно вздохнул:"Декалькомания" - это весьма популярная среди живописцев "монотипия", которую можно только любить или не любить. Я не люблю ее, как всякое "случайное",  предпочитаю все-таки знать, что выйдет сейчас испод моей руки. Хоть и здесь все чрезвычайно зыбко - только родившееся может быть гораздо необычнее и глубже задуманного, и ты оставляешь находку, бывает, "первыми номерами". Все работы Филонова носят уже в заголовках программый характер, как у романистов или композиторов больших музыкальных форм.. Было время, я специально приходил в Русский музей с фотоаппаратом и ручной лупой. Подходил нос к носу к филоновским "формулам" и исследовательским глазом наблюдал развитие работы мазок за мазком. Со смотрительницами договаривался каким-то образом. Развитию своих работ П.Н. давал полную свободу. Поскорее и совершенно условно, отдав дань "общему", он углублялся в "малые отношения", терпеливо, по - охотничьи,  выжидая, когда из положенных рядом цветовых пятен "запросится" третье. Работа складывалась из возникающих "кластеров", казалось бы не связанных ничем друг с другом, снедаемых только обобщающей всех предварительной "программой"- общей темой. Это уже совпадает с "автоматическим письмом", когда только рука знает, "что подсознание мое хочет". Кстати, это здорово совпадает с творчеством Джексона Поллока - художника с другого края планеты и из другого времени. Да, Павел Николаевич был сюрреалистом
@Варфоломей Суздальцев, на мой взгляд, Павел Филонов был авангардистом. Но до крайностей не доходил, краску из металлической банки, превращённой пробитыми в её днище дырками в решето, как Джексон Поллок, на лежащее на полу полотно не распрыскивал. И невзирая на то, что ещё лет десять назад картины Поллока были самыми дорогими в мире,   Филонов мне гораздо ближе, чем Поллок и другие "экспериментаторы", похожие на этого американского "гения".
С уважением!