Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Интересна жизнь и искусство во всех проявлениях:...  · 26 июн 2023

Религия или культ?

Чем культ отличается от религии
Происхождение слова «культ»
Если вы не можете сойтись в значении слова — ищите подсказку в его ДНК, в истории слова.
Этимология слова «культ»
«Культ» происходит от латинского корня cult-, означающего поклонение.
Кстати, от этого же корня происходит и слово «культура».
В статье о происхождении и значении слова «культура», я писал, что древние римляне использовали слово cultura исключительно в аграрных целях: оно означало возделывание — то есть, обработку земли и выращивание урожая.
Несложно заметить, что общая идея, лежащая в поклонении божеству и возделывании земли — это уделяемое и тому, и другому процессу внимание.
В каком-то смысле, возделывание земли и есть поклонение ей — ведь от неё зависит, будет ли урожай — а значит, будет ли жизнь.
Божество задабривается дарами, земля — зёрнами, водицей, истреблением сорняков.
В русском языке эта связь прослеживается в выражении «уход за землёй».
В общем, всё довольно просто. In fact, насколько это было просто, я понял только, когда взялся за историю слова «религия».
Происхождение слова «религия»
С религией никогда ничего не бывает просто. Даже с самим словом оказалось всё сложно.
Вместо статьи с историей слова «религия», я обнаружил две вероятные гипотезы происхождения этого слова — и отсутствие определённости с предпочтительным вариантом.
Проникая всё глубже в эту ситуацию, чтобы решить свою прикладную задачу: найти в истории слова «религия» некую точку отсчёта, которая укажет на возможное оригинальное значение слова и его корни — я, в итоге, раскопал обе гипотезы полностью до их античных корней — и, по результатам проведённого ресёрча, сделал выбор, в котором более, чем уверен.
Им стало упоминание слова religiosi Цицероном в его легендарном трактате De natura deorum («О природе богов»).
В нём Цицерон пишет, что «религиозный» (religiosi) — это человек, изучивший канон своей веры и неукоснительно ему следующий.
Более того, там же у Цицерона нашлось упоминание и слова «культ», а также сравнение религиозного поведения с поклонением культу.
Иными словами, в одном месте этот великий оратор древности и невезучий архивраг Гая Юлия Цезаря не только представил, возможно, одно из первых упоминаний «религиозности» — но ещё и, заодно, ответил на вопрос этой статьи.
Цицерон описал два типа вовлечённых в поклонение сверхъестественному людей: суеверные и религиозные.
Суеверные люди обладают поверхностным представлением о том, во что верят, находятся в постоянном страхе и низводят свою веру до суеверия.
Религиозные люди усердно подходят к культу, изучают канон и неукоснительно ему следуют.
Религия и  культ
Происхождение слова «культ» означает, что поклонение — то есть, выполнение неких обрядов — главная его суть. Поклонение чему?
Силе, от настроения которой зависит будущее членов культа так же, как от плодородия культивируемой земли.
Описание этой силы составляет мифологию культа.
Мифология = объект поклонения
Культ = мифология + обряды
Если обратите внимание, то это определение подходит не только к религиозным, но и светским культам — культам личности.
Культ личности Ленина, Сталина, Гитлера, Мао и других, точно так же имел свою мифологию, и поклонение им считалось обязательным условием наступления «светлого будущего».
Отталкиваясь от определения Цицерона, определившего религиозного человека, как знающего свою веру и следующего обрядам, можно сказать, что культ превращается в религию, когда:
  1. Систематизируются обряды (возникает канон, в переводе с греческого — правила). Это позволяет масштабировать процесс поклонения за пределы не только одного поселения или племени, но и за границы проживания одного народа, на другие народы.
  2. Выполнение обрядов становится организованным, что, в свою очередь, должно подразумевать возникновение института жречества.
Иными словами, возникает церковь.
Церковь = канон + жречество
Религия = мифология + обряды + канон + жречество = культ + церковь
Церквей в рамках одной религии, как мы знаем, может быть несколько, пока они объединены одним культом (то есть, общей мифологией и обрядами) — как иудаизм и христианство.
Когда в едином знаменателе остаётся только одна мифология, но с другим каноном, жречеством и обрядами — возникает другая религия с общими корнями (как ислам, который относится к авраамическим религиям и делит с иудаизмом и христианством общий миф в своей основе).
Два типа верующих, по Цицерону:
Религиозный человек = культ + знание канона культа + следование канону культа
Суеверный человек = культ + слабое знание канона культа + бессистемное следование канону культа
Думаю, по существу с таким определением не станет спорить даже Православная церковь.
Возможно, им не понравится слово «культ» из-за ассоциаций с сектой — но мы же говорим о значении слов, а не их восприятии, верно?
В слове культ, однокоренном с культурой — нет ничего страшного. Культ — это просто латинское слово, означающее поклонение человека силе, от которой он зависит.
Таким образом, культ — неотъемлемая часть любой религии, причём необязательно традиционной, но и секулярной, как в тоталитарных государствах XX века.
Однако, не всякий культ — это религия, и от религии его отделяет то же самое, что деревенского кузнеца — от металлургического завода.