Вопрос значительно интереснее, чем ответ на него. Потому что ответ очень банальный: одни художники стараются заработать признание, а другие — нет (не хотят или не могут). Так же, как и в любом другом виде деятельности, успех зависит от усилий, навыков, профессионализма и, конечно, удачи.
Но мы ждем другого ответа, верно? Интриг, разоблачений, разговора о несправедливости...
Между тем, 300 лет назад этот вопрос просто не возник бы.
С одной стороны, почти все искусство было заказным, шла ли речь о папах римских, которые покровительствовали крупным художникам, или о голландских бюргерах, которые покупали себе натюрморт на кухню. Иначе говоря, все художники были признанными, а кто не был — бросал искусство или помирал с голоду.
С другой стороны, непосредственный контакт с искусством был главной формой его потребления. Не было публики, музеев и галерей, газет и журналов. Конечно, были книги и были слухи... И все-таки, художников чаще всего знали те, кто находился в непосредственной близости: заказчики, их семьи, придворные короля (это уже, конечно, несколько тысяч человек).
Когда все стало меняться? Около 18-19 вв. Пресса, книгопечатение, образованные люди, публичные музеи, расширение спроса на искусство (уже не только самые богатые)...
И главное — романтизм. Философия романтизма выдвинула специальную концепцию творчества, которой мы во многом остаемся верны и сегодня.
В этой концепции художник — это удивительное, исключительное в своей чувствительности существо, которое улавливает какие-то там токи в мировом пространстве и передает их нам.
Если мы легко понимаем художника, то цена этим откровениям невелика. Успех художника — фактически признак того, что он не очень-то большой художник. Успех, правда, надо отличать от славы. Кстати, именно в это время становятся такими культурными героями художники Возрождения. Слава — это способность художника влиять на умы. Успех — это способность нравиться. Первое — признак силы искусства, а второе — скорее его банальности, пустоты.
Это представление до сих пор важно для нашего восприятия искусства и творчества. Мы ждем, что большой художник будет известен только потому, что он открывает нам какие-то важные истины, и ему не нужна реклама. А слабый художник не должен быть популярен, а если он известен — не обошлось без заговора, связей и т.д.
В действительности, признание не имеет никакого отношения к качеству искусства. Есть рынок — его формируют публика, музеи, галереи, критики, коллекционеры и т.д. Одним художникам это интересно, другим нет. И те, и другие могут быть и гениальными, и ничего особенного.
Кстати, в отличие от давно прошедших времен, современная культура художников поддерживает довольно хорошо, и никто не должен умирать с голоду (но и запретить никому нельзя).