Для начала разберемся с модернизмом, далее с постмодерном и метамодерном. Если нужен быстрый ответ — он находится в самом конце.
Модернизм
Исследователи сошлись во мнении, что модернизм начался около 1900 года и вобрал в себя различные течения в живописи, литературе, культуре.
Философ Ж.-Ф. Лиотар заявляет, что для него характерна определенная форма рассказа — метанаррация, содержащая особый идеал. К примеру, марксизм обещал освободить человека от эксплуатации и преодолеть отчуждение. Иными словами, для модернизма характерны большие теории, а также искренность и ясность. Модернисты по-настоящему верят в то, о чем говорят. В конечном счете все призывы к освобождению, унаследованные от эпохи Просвещения, оказались несостоятельными. Символом краха этой парадигмы стал Освенцим, в печах которого сгорел проект модернизма, ведь он был ознаменован верой в человеческие возможности и разум, которые в итоге привели к катастрофе.
Постмодернизм
Немецкий философ Юрген Хабермас говорит о модернизме как незавершенном проекте, не соглашаясь с Лиотаром. Так или иначе уже к 1940 году исследователи находят, например, у Борхеса элементы, которые теперь относят к культуре постмодерна. Пост- в буквальном смысле означает то, что было после модернизма.
Окончательно он сформировался к 1960-м гг. Исследователь Андреас Гюйссен называет переход от модерна к постмодерну «великим разделением/расколом» (great divide). Основные черты постмодерна, отличающие это состояние культуры — это:
- Ирония (модернизм был предельно серьезным)
- Намеренно сложные построения
- Цитирование
- Пародия или подражание
- Недоверие к масштабным концепциям, скептицизм
Метамодернизм
В 2010 году голландские теоретики культуры Тимотеусом Вермюллен и Робин ван дер Аккер в своих «Заметках о метамодернизме» вывели новый термин на первый план. Если отталкиваться от мета- в Аристотелевском понимании μεταξύ или medium, то тут подразумевается движение между противоположными полюсами.
Исследователи говорят о появившейся в 2000-х чувствительности, колеблющейся между модерном и постмодерном.
В 2011 году появился «Манифест Метамодерниста» художника Т. Тернера и закрепил понятие «маятника» как главного инструмента для понимания метамодерна, а колебание заявил «естественным порядком мира».
Метамодернистская чувствительность распространяется, например, на геополитическую нестабильность или проблему изменения климата. Уже нет иронии постмодерна, она сменяется новым мироощущением.
В этой связи, поскольку метамодерн наступает после постмодерна и совершенно точно не является его преемником в плане ценностей, а колеблется между ним и модерном, метамодерн вполне справедливо отнести к постпостмодерну, наравне с «цифромодернизмом» и «псевдомодернизмом».