Есть ли ещё что-то под верхним красочным слоем, можно узнать в научно-реставрационной мастерской (если у вас имеется картина, которую вы намерены изучить настолько глубоко и в прямом смысле этого слова - обратиться можно, например, в Центр им. Грабаря, там проводят экспертизу). А у больших музеев для подобных исследований часто имеются собственные лаборатории, собственное оборудование. Находящиеся под видимой поверхностью слои изучают при помощи метода инфракрасной рефлектографии.
Кстати, желание заглянуть под верхний слой обычно возникает не на пустом месте, не из праздного интереса, а потому что сквозь верхний живописный слой уже просвечивает что-то странное. Вот, например, на этой картине Петрова-Водкина "Колхозницы" внизу видны чьи-то ноги.
В лаборатории Русского музея картину исследовали - и выяснили, что это ноги Пушкина, с картины, которая считалась утраченной: Петров-Водкин написал сначала портрет поэта, который сидит на диване, закинув ногу на ногу. Картина ему, видимо, не понравилась, и прямо поверх Пушкина он изобразил колхозниц. Вот утраченный портрет Пушкина. Как видите, очертания спинки дивана и подушки сохранились на "Колхозницах":
Петров-Водкин нередко писал новые картины поверх старых. Есть художники, склонные к записыванию своих картины (по-разным причинам - из-за перфекционизма или из-за того, что приходит вдохновение, а чистого холста или денег на него нет). Так вот, когда о художнике есть такие сведения, это тоже повод почаще заглядывать под верхний слой его работ.
Специалист изо,люблю картины как старых мастеров п... · 16 дек 2021
Я часто зарисовывал картины, к сожалению фото не могу продемонстрировать.Леонардо ,Айвазовский Ван Дейк ,А.Иванов Репин любил , пожалуй все кто сочинял картины из вышеперечисленных как композитор использовали холст неоднократно... Читать далее