Если вопрос стоит, как начать продавать, — значит, речь идет о первой продаже. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно рассказать об экономике и рынке художественных произведений — в первую очередь, у начинающих авторов.
С одной стороны, существуют такие институции, как галереи, которые профессионально занимаются продажей работ. Галерея продвигает художника и осуществляет поиск коллекционеров, тех, кто может покупать работы. Как правило, галерея занимается художниками, которые уже доказали свой коммерческий потенциал. Для того, чтобы его продемонстрировать, есть несколько возможностей. Например, еще до начала работы с галерей начать продавать свои работы, либо производить такие работы, которые могут показаться галеристу потенциально интересными. Как правило, таких художников галеристы сами находят на групповых выставках молодого искусства. Такие выставки могут проходить в независимых пространствах, которые самоорганизующиеся художники создают самостоятельно, так называемые artist-run spaces.
Для того, чтобы попасть в фокус галериста или агента, который может заниматься продажами, необходимо соблюсти несколько вещей. Первое — необходимо понимать устройство рынка современного искусства (что продается). Этот вопрос — очень сложный, так как существует много разных галерей и платформ, которые занимаются продажей современного искусства, и само по себе продаваемое искусство может быть совершенно разнообразным и не похожим одно на другое. Поэтому необходимо не только двигаться в сторону финансового успеха, но и понять, что лично вам важно делать в рамках культуры, понять, какое искусство вам интересно развивать.
Второй момент — необходимо правильно демонстрировать вашу деятельность в сети, на выставках, при личном общении. Что касается социальных сетей, важна фотодокументация выставок, которая позволит вашей работе по окончании выставки существовать в качественном виде, который будет легко воспринят куратором, агентом. Что касается самой выставки, важно отделить работу от внешних визуальных шумов. Будет правильно показать работу автономно, чтобы, посмотрев на нее, стало понятно, как она может оказаться в интерьере, в сочетании с другими работами, если куратор предполагает использовать ваши работы в другой выставке. Важно, чтобы ваша работа, даже будучи частью коллективного проекта, автономно говорила сама за себя.
И третий момент — обсуждение. Если с вами начинают обсуждать ваше произведение на той же самосборной выставке, независимой площадке, необходимо быть вежливым, не выкладывать всю историю вашей жизни — это small talk, в котором ваш собеседник, должен за минимальное количество времени получить качественную информацию о том, чем вы занимаетесь, где вы учились, что вас интересует в искусстве, как вы выполнили эту работу и т. д. Общение нужно свести к точным фразам о вашей работе, которые могут заинтересовать. Это важный момент, который позволит вам попасть в фокус внимания галереи. Если все замечательно и вас приглашают на выставку галереи, дальше галерист занимается продажей ваших работ. Но этот путь обладает определенной эксклюзивностью и редкостью, потому что знакомство и успешное сотрудничество художника и галериста — это достаточно сложная задача как для художника, так и для галериста. Для галериста в особенности — найти того самого художника, с которым он сможет зарабатывать. Не стоит забывать, что галерист должен вкладывать в художника, а не просто пользоваться его работами, поэтому для галериста отдельный и сложный вопрос — как найти того самого, с кем ему было бы интересно работать.
Сотрудничество с галереями — это то, к чему стоит стремиться, но не сломя голову, потому что есть другие способы реализации своего художественного продукта. В первую очередь стоит упомянуть для художников платформу Instagram. Социальная сеть, построенная на визуальной коммуникации, — идеальная среда для презентации своего искусства. Вы наверняка подписаны на аккаунты известных художников; проанализируйте, какие существуют способы вести художественные аккаунты: как показывают свое искусство, как о нем говорят. Если ваше искусство интересно, если оно увлекательно, то при определенной работе над аккаунтом вы найдете людей, которые будут заинтересованы в том, чтобы купить вашу работу.
Первое, что можно посоветовать для ориентации в цене художественных произведений, — это посмотреть на начинающих художников, работающих в близких манерах, в плане энергозатрат и затрат по материалам. Изучите их цены — так вы сможете уже ориентироваться в стоимости, проведя небольшой ресерч самостоятельно. Есть другой момент: некоторые художники продают свои работы за цены, которые устанавливает со временем рынок, в который эти художники вошли со своими работами. Существует история продаж, которая развивает цену произведений, влияет на его узнаваемость и т. д. Вы можете столкнуться с ценой, которая покажется странно высокой, но важно понять, чем она мотивирована.
В Европе среди галеристов, ярмарок искусства есть формула оценки работ начинающего художника, который не обладает большим количеством продаж. Цена его работы рассчитывается из суммы, потраченной на материалы, которые использовались при создании работы, и количества часов, потраченных на работу. Согласно этой формуле, час работы начинающего художника стоит 20 евро. То есть если вы работали 30 часов, умножаете 30 часов на 20 евро, прибавляете сумму, потраченную на материалы, — и получаете стоимость вашей работы. Примерно так.